На Главную

Май 2004. СПб – Брест и обратно.

30 апреля, пятница.

   Впереди длинные майские выходные, уже с утра рюкзаки были упакованы в машину и мы ждали только конца рабочего дня, чтобы стартовать в сторону Бреста. Но как всегда дела возникают в самый неподходящий момент…
   Выехать с работы удалось только в 16-30, хотя планировали на час раньше. Почти полчаса пробирались от Нарвской до площади Победы – такое впечатление, что весь город решил отправиться за город пораньше…

   Итак, площадь Победы, на часах 16-58, мы стартуем в Белоруссию.
  
Первая ночевка намечена в Великих Луках, где нас ждут к вечеру.
   Движение до Луги достаточно плотное, много гаишных засад, а дорога, чем ближе к Луге – тем хуже. За Лугой М20 так же ужасна, как и в самом городе…

   19-20, граница областей. Пройдено всего 167 км, средняя скорость около 75 км/ч. Учитывая обилие населенных пунктов и гаишников, конечно не плохо, но до Великих Лук еще далеко. Соответствие графику движения по маршруту, выданному АвтоТрансИнфо, практически 100 % (± 3 минуты).

   Лудони, поворот на Порхов. Машин становится мало, попадаются в основном, сильно спешащие, питерские номера… Перестают ловиться и МТС и Мегафон. Мы немного опасались состояния грунтовки А116 после Боровичей. Но там все нормально, ехать можно 80-100 км/ч совершенно спокойно, хотя иногда между двумя накатанными колеями попадаются участки с застывшим глиняным месивом. Совершенно не понятно, что мешает заасфальтировать этот кусок трассы?
   В районе Порхова опять появился МТС. В самом городе был замечен даже их офис. Где-то за Порховым на короткое время появился Мегафон, но, похоже это был сигнал от вышки в Дедовичах (больше просто неоткуда). В следующий раз обе сетки мы засекли уже где-то за Локней.

   Дорога очень приличная, хотя иногда в деревнях попадаются ямины или наоборот – “выпернутости” с раскрошившимся асфальтом. Очень не приятно, т.к. куски асфальта довольно большие.

    22-50, Великие Луки. За, без малого, 7 часов пройдено 475 км. Результат так себе…

1 мая, суббота.

   Ранний подъем, легкий завтрак. Встречаем приятеля, приехавшего утренним поездом, и стартуем в Белоруссию.

   7-30, покидаем Великие Луки по Октябрьскому проспекту, плавно переходящему в шоссе, выходящее на М20 уже за Невелем.

   8-15, граница РФ-РБ. Наша граница пройдена практически без остановок – мы здесь никого не интересуем. На белорусской границе очередь – около десятка машин. Оказывается вся загвоздка в оформлении страховки – работает только один человек и поэтому все происходит очень медленно. На всю процедуру оформления бумажек мы потеряли чуть больше часа, правда соседи по очереди нас успокоили, сказав что в прошлом мае очередь была раза в три длиннее со всеми вытекающими последствиями…

   9-23, УРА! Мы, наконец-то, въезжаем в Белоруссию. Сразу возникает ощущение, что попал лет на 15-20 назад. Народное средство передвижения в деревнях – лошадь и телега или старые “нашемарки”. На деревенских магазинах написано старое загадочное слово: КООП и полностью отсутствует реклама всяких кокакол-тампаксов-памперсов… Вдоль дороги очень много памятников погибшим в Великую Отечественную войну, все они очень ухоженные и покрашенные.
   Телефон ловит только одну сетку – BY Velcom. Белорусский МТС отсутствует как класс.

   10-02, Городок. Еще на подъезде к нему мы решаем изменить маршрут и ехать не через Витебск – Бешенковичи, а немного срезать. Поэтому на въезде в Городок мы свернули по указателю Полоцк, Шумилино. Дорога хорошая, машин почти нет, но стараемся не гнать, напуганные рассказами о местных гаишниках, исправно собирающих штрафы за превышение скорости. Километров через 50 выехали на трассу Витебск-Полоцк. Нам направо, на Полоцк, а в ближайшем населенном пункте большая развилка – нам налево на дорогу Р114 (по указателю Улла, Лепель).
   И опять хорошая дорога идущая мимо деревень, очень мало как попутных, так и встречных. Периодически вдоль дороги встречаются оборудованные стоянки для отдыха: деревянные домики (очень похожи на детские), вкопанные бревнышки в виде стола и стульев, даже попадались оборудованные кострища с наколотыми дровами.
   Наша короткая дорога привела нас на трассу Витебск – Бешенковичи – Лепель недалеко от последнего. Сэкономили всего около 40 км, но зато ехали по абсолютно пустой дороге.

   11-27, Лепель. Здесь было решено сделать остановку, т.к. уже давно пора было заняться обменом денег. 1 мая в Лепеле работал только один обменник в центральном универмаге. Курс, как оказалось, был очень даже не плохим - 74:1. Наконец-то удалось поймать белорусский МТС – теперь звонки стали ощутимо дешевле. Заодно купили пятикилометровый атлас всей Белоруссии, а то ехать по карте конца 70-х годов, распечатанной на ч/б принтере не очень удобно.

   13-15, Хатынь. Проезжая мимо, мы не могли не заехать к этому мемориалу. Ощущение осталось странное, по крайней мере, у меня. Но радует то, что мемориал не заброшен, много посетителей. К тому же сейчас, в преддверие 60-ти летней годовщины освобождения Белоруссии там активно идут реставрационные работы.

   15-35, Минск. На подъезде к городу мы проскочили поворот на кольцевую, и пришлось ехать через город. Минск из окна автомобиля нам понравился – широкие улицы, машин не много, вокруг чисто… С севера на юг мы пересекли город всего за 25 минут.
   Вот и долгожданная М1. Сначала ограничение скорости становится 100 км/ч, а через некоторое время 120. Выходим на крейсерскую скорость 130-140 км/ч, а если попадается “спонсор” то скорость возрастает до 160-170 км/ч. Дорога широкая, прямая, машин почти нет и на такой скорости ехать вполне комфортно (в отличие от недавно построенных участков питерской кольцевой). Едем по легенде М1, распечатанной с одного из сайтов. Честно скидываем скорость перед обозначенными пунктами ДАI. Но из всех обозначенных пунктов между Минском и Брестом, половина заколочена или переоборудована в кафе. Встречные честно моргают, предупреждая о засадах.
   Перед Столбцами начинается платный участок трассы. В принципе пункт сбора денег можно объехать по местным дорожкам, но эта значительная потеря времени. К тому же проезд стоит всего 14 российских рублей (кстати, сдачу никто не дает, так что готовьте мелочь!).
   Километров через 20 после пункта оплаты - указатель на дорогу Р64 и городок Мир. Сворачиваем туда. В этом небольшом городке, находящимся всего в 8 километрах от трассы, сохранился замечательный старинный замок. Мирский замок, этот уникальный памятник белорусского зодчества, был возведен князем Ильиничем в начале XVI в. Замок много раз подвергался разорениям и разрушениям в ходе войн, но, как ни странно, сохранился до нашего времени. И только в конце ХХ века в нем начались реставрационные работы, а в 1992 году был открыт музей.
   К сожалению, время поджимает, и мы можем себе позволить довольно краткую прогулку по замку, времени на осмотр самого города уже нет.

   18-30, снова возвращаемся на М1. Впереди еще около 240 километров. Мы их преодолеваем за 2 часа с хвостиком.
   Жабинка, очередной пункт сбора денег. Но в этот раз мы, почему-то не интересуем сборщиков и нас пропускают бесплатно.

   20-44, Брест! Мы почти у цели, осталось только найти гостиницу и поселиться. Дорогие гостиницы типа “Интуриста” и “Беларуси” отметаются сразу, ищем более бюджетный вариант.
       Есть три варианта:  
             · «СТАРТ» (ул. 2-я Заводская, 5, Тел. (0162) 419-424)
             · «СТРОИТЕЛЬ» (ул. Ленинградская, 2, Тел. (0162) 410 498)
             · «ЮНОСТЬ» (ул. Советской Конституции, 14, Тел. (0162) 415 068)
   Все они находятся примерно в одном районе и достаточно далеко от центра, но при наличии машины это не важно.
   “Старт” мы не нашли, в “Строителе” мест уже не было… осталась только “Юность”.
   Трехместный номер обошелся нам в 52,500 местных рублей, плюс с нас содрали по 9.500 с каждого за какую-то регистрацию. Получилось что-то около 40$ за троих. Вобщем-то не очень дешево… Но тут нам повезло и мы договорились с тетенькой с ресепшена, что снимем у нее комнату на оставшиеся 2,5 дня за совсем смешные деньги…
   Охраняемая стоянка для машины нашлась рядом с гостиницей. (Для машин с российскими номерами цена парковки в среднем по городу составляла 1500 местных денег, т.е. около 20 рублей за ночь).
   Отужинали в кафе при гостинице и отправились отдыхать, т.к. на завтра предстояла обширная культурная программа.

2 мая, воскресенье.

   Ранний подъем, легкий завтрак и вперед. Сперва переезжаем на новое место жительства, а потом сразу торопимся в Брестскую крепость. Парковка перед крепостью пуста и мы решаем (во избежание всяких неожиданностей) поставить машину на платную парковку, которая находится здесь же, за забором. За 3 часа охранник просит с нас 1000, но когда он видит российские номера, цена тут же возрастает до 50 рублей. Мотивирует он это тем, что ему хочется такую бумажку себе в коллекцию, а нам, москвичам это не дорого. Пришлось мужика расстроить, что с нас получить столько денег не удастся, а если его что не устраивает, то мы поставим машину с другой стороны забора совершенно бесплатно. Он получает свою тысячу зайчиков и мы расходимся друзьями.

   Час еще ранний, народу в крепости немного, но работники уже на местах – чистят дорожки, подстригают газоны…
   Неожиданностью оказалось то, что у вечного огня до сих про несет вахту почетный караул, сменяясь через каждые 15 минут. Это молодые юноши и девушки, возможно аналог пионеров или даже комсомольцев.

  Вообще я от крепости ожидала большего. Территория, конечно, огромная, но сохранилось не многое. Крепость была сильно разрушена во время Великой Отечественной войны, а после войны многие руины были разобраны местным населением, т.к. была нехватка строительного материала. В цитадели сохранилось несколько зданий казарм и двое ворот – Тереспольские и Холмские. Во время сооружения мемориала на месте ранее стоявших зданий были созданы “искусственные” руины (высотой не более полуметра…).

   Сейчас граница с Польшей проходит по Западному Бугу и поэтому не все укрепления Брестской крепости доступны для осмотра.
Свободно можно попасть в:
     - Цитадель (полностью);
     - Кобринское укрепление (доступна только восточная его часть)
     - Волынское укрепление (Вобщем-то доступен практически целиком, хотя везде стоят таблички, сообщающие, что это пограничная зона и проход только по пропускам).
Тереспольское укрепление является полностью закрытой территорией.

   После осмотра крепости и попытки перекусить в центре города, мы отправились на Форт №5, где по некоторым данным был устроен музей. Найти его не сложно, хотя указателей на дорогах нет никаких. Из центра надо выехать по бульвару Шевченко, переехать мост через разлив реки Мухавец и свернуть на дорогу к погранпереходу. Километра через 3 (примерно) свернуть налево (поворот под острым углом налево-назад) на дорогу ведущую в Гершоны (Ковельская улица). Эта дорога начинается около Волынского укрепления и при большом желании можно пройтись пешком от крепости (всего около 5-6 км). В Аркадии по правую руку нужно искать большую бетонную постройку (склад?), в которой обосновался склад стройматериалов или чего-то подобного. Сооружение приметное и находится рядом с дорогой. Около него свернуть направо и ехать по абсолютно прямой дороге почти до самой границы J. Эта дорога приводит прямо к 5 форту, дальше проезда нет. Форт сохранился просто идеально. Сейчас он принадлежит музею “Брестская крепость”. На входе - вагончик с охраной и надпись, что попасть внутрь можно только с экскурсией, но охранники пускают всех желающих осмотреть форт. Если захватить с собой фонарик, то можно спуститься и осмотреть внутренние помещения форта.

3 мая, понедельник.

   Этот день почти полностью посвящен поиску и осмотру фортов, некогда окружавших Брестскую крепость двумя кольцами. Всего должно было быть возведено порядка 20 фортов, но первая мировая война помешала закончить строительство. Какие-то форты так и не были построены, часть была взорвана русскими войсками, покинувшими крепость в связи с угрозой окружения. Мы поставили себе задачей найти максимум из того, что осталось (кстати, некоторые форты теперь находятся на польской территории). А сохранилось совсем немного.
       В двух словах:
- В районе деревни Козловичи сохранилось несколько интересных сооружений – Форт №1, оборонительная казарма, несколько ДОТов 62 УРа.
- В районе деревни Гершоны (недалеко от форта №5) несколько ДОТов 62 УРа, форт З (литерный) (возможно)…
Более полный отчет об осмотренных сооружениях можно посмотреть тут и тут . Ну и конечно стоит заглянуть в фотоальбом на нашем сайте.

   Кроме того, была необходимость посетить авторазборку, что с успехом удалось. Основной авторынок, находящийся на восточной окраине города – в конце Ленинградской улицы не понравился, а вот небольшой рынок в Задворцах оказался тем, что нужно.

4 мая, вторник.

   Всякие праздники имеют свойство заканчиваться и пора возвращаться на работу.

   7-30, подъем. Завтрак, сборы и мы уже готовы ехать. Прощаемся с нашими гостеприимными хозяевами (если еще раз соберемся в Брест, то обязательно у них остановимся). Так же прощаемся с нашим приятелем Павлом – он уезжает из Бреста на поезде и у него есть еще полдня на поиски и осмотр всяких интересностей.
   Закупаемся в дорогу едой (в Бресте, почему-то практически нет круглосуточных магазинов, L и покупку еды пришлось отложить на утро), заправляем машину и в путь!

   9-20, мы покидаем Брест. Дорога пустая, машин почти нет, но т.к. будний день, то есть опасность нарваться на гаишников, а “спонсоров” как на зло, ни одного нет.
   Поскольку просто так ехать по знакомой трассе не интересно, а время позволяет, мы решили заглянуть в Несвиж.

   11-38, 256 км трассы, поворот на Несвиж. До города чуть больше 20 км. В Несвиже сохранился замок (я бы сказала дворец) Радзивиллов. К сожалению, в сам замок пока не попасть – после недавнего пожара в нем идет реставрация, но можно полюбоваться замком снаружи и прогуляться по окружающему его парку.
   Вообще Несвиж очень симпатичный маленький городок, в котором сохранилось много старинных домов, костел конца 16 века.
   Погода практически летняя и хочется погулять по этому тихому городку подольше, но нужно ехать дальше.

   13-30, выезжаем обратно на М1.
   В этот раз Минск объезжаем по кольцевой.

   14-58, поворот с кольцевой на Витебскую трассу (А245).
   После Плещениц на дороге попадаются люди, что-то продающие ведрами. Оказывается, сейчас идет слой сморчков. До этого я их никогда не видела и не пробовала, но пахнут они очень соблазнительно, и мы покупаем ведро.

   17-26, поворот на Р114. По пути в Брест эта дорога нам очень понравилась, и мы опять решаем ею воспользоваться.

   19-00, граница. Пройдено 724 км. Перед самой границей натыкаемся на очередь из грузовиков, желающих попасть в Россию. Один из них даже умудрился упасть в придорожную канаву, и народ активно помогает его вытащить.
   Для легковушек очереди нет, и мы беспрепятственно проезжаем в Россию. На нашей границе мы вообще никого не интересуем и нам нетерпеливо машут рукой – мол, проезжайте скорее, не задерживайтесь.
   Вокруг Невеля сейчас построена объездная дорога, но нам туда не надо – сегодня мы опять ночуем в Великих Луках. От радости, что скоро, наконец, приедем, мы проскакиваем поворот на Великие Луки и въезжаем в Невель. Дороги в этом городке просто отвратительные!!! С помощью 2-х километрового атласа Псковской области нам удается выбраться на правильную дорогу, не возвращаясь при этом обратно. Правда, мы теряем на этом полчаса.

   20-05, Великие Луки. За день пройдено всего 803 км.

5 мая, среда.

   6-20, Старт в сторону Питера. Нужно успеть к обеду попасть на работу. Несмотря на ранний час на дороге машин больше, чем 30-го вечером – местные уже едут на работу.

   8-14, Порхов.

   9-49, Луга.

   11-31, Санкт-Петербург. Всего за поездку пройдено 2730 км.


Наверх