Май
2004. СПб – Брест и обратно.
30
апреля, пятница.
Впереди длинные майские выходные, уже с утра рюкзаки
были упакованы в машину и мы ждали только конца рабочего дня, чтобы
стартовать в сторону Бреста. Но как всегда дела возникают в самый неподходящий
момент…
Выехать с работы удалось только в 16-30, хотя планировали
на час раньше. Почти полчаса пробирались от Нарвской до площади Победы
– такое впечатление, что весь город решил отправиться за город пораньше…
Итак, площадь Победы, на часах 16-58,
мы стартуем в Белоруссию.
Первая
ночевка намечена в Великих Луках, где нас ждут к вечеру.
Движение до Луги достаточно плотное, много гаишных
засад, а дорога, чем ближе к Луге – тем хуже. За Лугой М20 так же ужасна,
как и в самом городе…
19-20, граница областей. Пройдено
всего 167 км, средняя скорость около 75 км/ч. Учитывая обилие населенных
пунктов и гаишников, конечно не плохо, но до Великих Лук еще далеко.
Соответствие графику движения по маршруту, выданному АвтоТрансИнфо,
практически 100 % (± 3 минуты).
Лудони, поворот на Порхов. Машин
становится мало, попадаются в основном, сильно спешащие, питерские номера…
Перестают ловиться и МТС и Мегафон. Мы немного опасались состояния грунтовки
А116 после Боровичей. Но там все нормально, ехать можно 80-100 км/ч
совершенно спокойно, хотя иногда между двумя накатанными колеями попадаются
участки с застывшим глиняным месивом. Совершенно не понятно, что мешает
заасфальтировать этот кусок трассы?
В районе Порхова опять появился МТС. В самом городе
был замечен даже их офис. Где-то за Порховым на короткое время появился
Мегафон, но, похоже это был сигнал от вышки в Дедовичах (больше просто
неоткуда). В следующий раз обе сетки мы засекли уже где-то за Локней.
Дорога
очень приличная, хотя иногда в деревнях попадаются ямины или наоборот
– “выпернутости” с раскрошившимся асфальтом. Очень не приятно, т.к.
куски асфальта довольно большие.
22-50, Великие Луки. За, без малого, 7 часов пройдено
475 км. Результат так себе…
1 мая, суббота.
Ранний подъем, легкий завтрак. Встречаем приятеля,
приехавшего утренним поездом, и стартуем в Белоруссию.
7-30, покидаем Великие Луки по Октябрьскому
проспекту, плавно переходящему в шоссе, выходящее на М20 уже за Невелем.
8-15,
граница РФ-РБ. Наша граница пройдена практически без остановок
– мы здесь никого не интересуем. На белорусской границе очередь – около
десятка машин. Оказывается вся загвоздка в оформлении страховки – работает
только один человек и поэтому все происходит очень медленно. На всю
процедуру оформления бумажек мы потеряли чуть больше часа, правда соседи
по очереди нас успокоили, сказав что в прошлом мае очередь была раза
в три длиннее со всеми вытекающими последствиями…
9-23,
УРА! Мы, наконец-то, въезжаем в Белоруссию. Сразу возникает
ощущение, что попал лет на 15-20 назад. Народное средство передвижения
в деревнях – лошадь и телега или старые “нашемарки”. На деревенских
магазинах написано старое загадочное слово: КООП и полностью отсутствует
реклама всяких кокакол-тампаксов-памперсов… Вдоль дороги очень много
памятников погибшим в Великую Отечественную войну, все они очень ухоженные
и покрашенные.
Телефон ловит только одну сетку – BY Velcom. Белорусский
МТС отсутствует как класс.
10-02,
Городок. Еще на подъезде к нему мы решаем изменить маршрут
и ехать не через Витебск – Бешенковичи, а немного срезать. Поэтому на
въезде в Городок мы свернули по указателю Полоцк, Шумилино. Дорога хорошая,
машин почти нет, но стараемся не гнать, напуганные рассказами о местных
гаишниках, исправно собирающих штрафы за превышение скорости. Километров
через 50 выехали на трассу Витебск-Полоцк. Нам направо, на Полоцк, а
в ближайшем населенном пункте большая развилка – нам налево на дорогу
Р114 (по указателю Улла, Лепель).
И опять хорошая дорога идущая мимо деревень, очень
мало как попутных, так и встречных. Периодически вдоль дороги встречаются
оборудованные стоянки для отдыха: деревянные домики (очень похожи на
детские), вкопанные бревнышки в виде стола и стульев, даже попадались
оборудованные кострища с наколотыми дровами.
Наша короткая дорога привела нас на трассу Витебск
– Бешенковичи – Лепель недалеко от последнего. Сэкономили всего около
40 км, но зато ехали по абсолютно пустой дороге.
11-27,
Лепель. Здесь было решено сделать остановку, т.к. уже давно
пора было заняться обменом денег. 1 мая в Лепеле работал только один
обменник в центральном универмаге. Курс, как оказалось, был очень даже
не плохим - 74:1. Наконец-то удалось поймать белорусский МТС – теперь
звонки стали ощутимо дешевле. Заодно купили пятикилометровый атлас всей
Белоруссии, а то ехать по карте конца 70-х годов, распечатанной на ч/б
принтере не очень удобно.
13-15, Хатынь. Проезжая мимо, мы
не могли не заехать к этому мемориалу. Ощущение осталось странное, по
крайней мере, у меня. Но радует то, что мемориал не заброшен, много
посетителей. К тому же сейчас, в преддверие 60-ти летней годовщины освобождения
Белоруссии там активно идут реставрационные работы.
15-35, Минск. На подъезде к городу
мы проскочили поворот на кольцевую, и пришлось ехать через город. Минск
из окна автомобиля нам понравился – широкие улицы, машин не много, вокруг
чисто… С севера на юг мы пересекли город всего за 25 минут.
Вот и долгожданная М1. Сначала ограничение скорости
становится 100 км/ч, а через некоторое время 120. Выходим на крейсерскую
скорость 130-140 км/ч, а если попадается “спонсор” то скорость возрастает
до 160-170 км/ч. Дорога широкая, прямая, машин почти нет и на такой
скорости ехать вполне комфортно (в отличие от недавно построенных участков
питерской кольцевой). Едем по легенде М1, распечатанной с одного из
сайтов.
Честно скидываем скорость перед обозначенными пунктами ДАI. Но из всех
обозначенных пунктов между Минском и Брестом, половина заколочена или
переоборудована в кафе. Встречные честно моргают, предупреждая о засадах.
Перед Столбцами начинается платный участок трассы.
В принципе пункт сбора денег можно объехать по местным дорожкам, но
эта значительная потеря времени. К тому же проезд стоит всего 14 российских
рублей (кстати, сдачу никто не дает, так что готовьте мелочь!).
Километров через 20 после пункта оплаты -
указатель на дорогу Р64 и городок Мир. Сворачиваем туда. В
этом небольшом городке, находящимся всего в 8 километрах от трассы,
сохранился замечательный старинный замок. Мирский замок, этот уникальный
памятник белорусского зодчества, был возведен князем Ильиничем в начале
XVI в. Замок много раз подвергался разорениям и разрушениям в ходе войн,
но, как ни странно, сохранился до нашего времени. И только в конце ХХ
века в нем начались реставрационные работы, а в 1992 году был открыт
музей.
К сожалению, время поджимает, и мы можем себе позволить
довольно краткую прогулку по замку, времени на осмотр самого города
уже нет.
18-30,
снова возвращаемся на М1. Впереди еще около 240 километров.
Мы их преодолеваем за 2 часа с хвостиком.
Жабинка, очередной пункт сбора денег. Но в этот раз
мы, почему-то не интересуем сборщиков и нас пропускают бесплатно.
20-44, Брест! Мы почти у цели, осталось
только найти гостиницу и поселиться. Дорогие гостиницы типа “Интуриста”
и “Беларуси” отметаются сразу, ищем более бюджетный вариант.
Есть
три варианта:
·
«СТАРТ» (ул. 2-я Заводская, 5, Тел. (0162) 419-424)
·
«СТРОИТЕЛЬ» (ул. Ленинградская, 2, Тел. (0162) 410 498)
·
«ЮНОСТЬ» (ул. Советской Конституции, 14, Тел. (0162) 415 068)
Все они находятся примерно в одном районе и достаточно
далеко от центра, но при наличии машины это не важно.
“Старт” мы не нашли, в “Строителе” мест уже не было…
осталась только “Юность”.
Трехместный номер обошелся нам в 52,500 местных рублей,
плюс с нас содрали по 9.500 с каждого за какую-то регистрацию. Получилось
что-то около 40$ за троих. Вобщем-то не очень дешево… Но тут нам повезло
и мы договорились с тетенькой с ресепшена, что снимем у нее комнату
на оставшиеся 2,5 дня за совсем смешные деньги…
Охраняемая стоянка для машины нашлась рядом с гостиницей.
(Для машин с российскими номерами цена парковки в среднем по городу
составляла 1500 местных денег, т.е. около 20 рублей за ночь).
Отужинали в кафе при гостинице и отправились отдыхать,
т.к. на завтра предстояла обширная культурная программа.
2 мая, воскресенье.
Ранний подъем, легкий завтрак и вперед. Сперва переезжаем
на новое место жительства, а потом сразу торопимся в Брестскую крепость.
Парковка перед крепостью пуста и мы решаем (во избежание всяких неожиданностей)
поставить машину на платную парковку, которая находится здесь же, за
забором. За 3 часа охранник просит с нас 1000, но когда он видит российские
номера, цена тут же возрастает до 50 рублей. Мотивирует он это тем,
что ему хочется такую бумажку себе в коллекцию, а нам, москвичам это
не дорого. Пришлось мужика расстроить, что с нас получить столько денег
не удастся, а если его что не устраивает, то мы поставим машину с другой
стороны забора совершенно бесплатно. Он получает свою тысячу зайчиков
и мы расходимся друзьями.
Час
еще ранний, народу в крепости немного, но работники уже на местах –
чистят дорожки, подстригают газоны…
Неожиданностью оказалось то, что у вечного огня до
сих про несет вахту почетный караул, сменяясь через каждые 15 минут.
Это молодые юноши и девушки, возможно аналог пионеров или даже комсомольцев.
Вообще
я от крепости ожидала большего. Территория, конечно, огромная, но сохранилось
не многое. Крепость была сильно разрушена во время Великой Отечественной
войны, а после войны многие руины были разобраны местным населением,
т.к. была нехватка строительного материала. В цитадели сохранилось несколько
зданий казарм и двое ворот – Тереспольские и Холмские. Во время сооружения
мемориала на месте ранее стоявших зданий были созданы “искусственные”
руины (высотой не более полуметра…).
Сейчас
граница с Польшей проходит по Западному Бугу и поэтому не все укрепления
Брестской крепости доступны для осмотра.
Свободно можно попасть в:
- Цитадель (полностью);
- Кобринское укрепление (доступна
только восточная его часть)
- Волынское укрепление (Вобщем-то
доступен практически целиком, хотя везде стоят таблички, сообщающие,
что это пограничная зона и проход только по пропускам).
Тереспольское укрепление является полностью закрытой территорией.
После
осмотра крепости и попытки перекусить в центре города, мы отправились
на Форт №5, где по некоторым данным был устроен музей. Найти его не
сложно, хотя указателей на дорогах нет никаких. Из центра надо выехать
по бульвару Шевченко, переехать мост через разлив реки Мухавец и свернуть
на дорогу к погранпереходу. Километра через 3 (примерно) свернуть налево
(поворот под острым углом налево-назад) на дорогу ведущую в Гершоны
(Ковельская улица). Эта дорога начинается около Волынского укрепления
и при большом желании можно пройтись пешком от крепости (всего около
5-6 км). В Аркадии по правую руку нужно искать большую бетонную постройку
(склад?), в которой обосновался склад стройматериалов или чего-то подобного.
Сооружение приметное и находится рядом с дорогой. Около него свернуть
направо и ехать по абсолютно прямой дороге почти до самой границы J.
Эта дорога приводит прямо к 5 форту, дальше проезда нет. Форт сохранился
просто идеально. Сейчас он принадлежит музею “Брестская крепость”. На
входе - вагончик с охраной и надпись, что попасть внутрь можно только
с экскурсией, но охранники пускают всех желающих осмотреть форт. Если
захватить с собой фонарик, то можно спуститься и осмотреть внутренние
помещения форта.
3 мая, понедельник.
Этот день почти полностью посвящен поиску и осмотру
фортов, некогда окружавших Брестскую крепость двумя кольцами. Всего
должно было быть возведено порядка 20 фортов, но первая мировая война
помешала закончить строительство. Какие-то форты так и не были построены,
часть была взорвана русскими войсками, покинувшими крепость в связи
с угрозой окружения. Мы поставили себе задачей найти максимум из того,
что осталось (кстати, некоторые форты теперь находятся на польской территории).
А сохранилось совсем немного.
В двух словах:
- В районе деревни Козловичи сохранилось несколько интересных сооружений
– Форт №1, оборонительная казарма, несколько ДОТов 62 УРа.
- В районе деревни Гершоны (недалеко от форта №5) несколько ДОТов 62
УРа, форт З (литерный) (возможно)…
Более полный отчет об осмотренных сооружениях можно посмотреть тут
и тут
. Ну и конечно стоит заглянуть в фотоальбом на нашем сайте.
Кроме
того, была необходимость посетить авторазборку, что с успехом удалось.
Основной авторынок, находящийся на восточной окраине города – в конце
Ленинградской улицы не понравился, а вот небольшой рынок в Задворцах
оказался тем, что нужно.
4 мая, вторник.
Всякие праздники имеют свойство заканчиваться и пора
возвращаться на работу.
7-30, подъем. Завтрак, сборы и мы
уже готовы ехать. Прощаемся с нашими гостеприимными хозяевами (если
еще раз соберемся в Брест, то обязательно у них остановимся). Так же
прощаемся с нашим приятелем Павлом – он уезжает из Бреста на поезде
и у него есть еще полдня на поиски и осмотр всяких интересностей.
Закупаемся в дорогу едой (в Бресте, почему-то практически
нет круглосуточных магазинов, L и покупку еды пришлось отложить на утро),
заправляем машину и в путь!
9-20, мы покидаем Брест. Дорога пустая,
машин почти нет, но т.к. будний день, то есть опасность нарваться на
гаишников, а “спонсоров” как на зло, ни одного нет.
Поскольку просто так ехать по знакомой трассе не интересно,
а время позволяет, мы решили заглянуть в Несвиж.
11-38, 256 км трассы, поворот на Несвиж.
До города чуть больше 20 км. В Несвиже сохранился замок (я бы сказала
дворец) Радзивиллов. К сожалению, в сам замок пока не попасть – после
недавнего пожара в нем идет реставрация, но можно полюбоваться замком
снаружи и прогуляться по окружающему его парку.
Вообще Несвиж очень симпатичный маленький городок,
в котором сохранилось много старинных домов, костел конца 16 века.
Погода практически летняя и хочется погулять по этому
тихому городку подольше, но нужно ехать дальше.
13-30, выезжаем обратно на М1.
В этот раз Минск объезжаем по кольцевой.
14-58, поворот с кольцевой на Витебскую трассу
(А245).
После Плещениц на дороге попадаются люди, что-то продающие
ведрами. Оказывается, сейчас идет слой сморчков. До этого я их никогда
не видела и не пробовала, но пахнут они очень соблазнительно, и мы покупаем
ведро.
17-26, поворот на Р114. По пути в
Брест эта дорога нам очень понравилась, и мы опять решаем ею воспользоваться.
19-00,
граница. Пройдено 724 км. Перед самой границей натыкаемся на
очередь из грузовиков, желающих попасть в Россию. Один из них даже умудрился
упасть в придорожную канаву, и народ активно помогает его вытащить.
Для легковушек очереди нет, и мы беспрепятственно
проезжаем в Россию. На нашей границе мы вообще никого не интересуем
и нам нетерпеливо машут рукой – мол, проезжайте скорее, не задерживайтесь.
Вокруг Невеля сейчас построена объездная дорога, но
нам туда не надо – сегодня мы опять ночуем в Великих Луках. От радости,
что скоро, наконец, приедем, мы проскакиваем поворот на Великие Луки
и въезжаем в Невель. Дороги в этом городке просто отвратительные!!!
С помощью 2-х километрового атласа Псковской области нам удается выбраться
на правильную дорогу, не возвращаясь при этом обратно. Правда, мы теряем
на этом полчаса.
20-05, Великие Луки. За день пройдено
всего 803 км.
5
мая, среда.
6-20, Старт в сторону Питера. Нужно
успеть к обеду попасть на работу. Несмотря на ранний час на дороге машин
больше, чем 30-го вечером – местные уже едут на работу.
8-14, Порхов.
9-49, Луга.
11-31, Санкт-Петербург. Всего за
поездку пройдено 2730 км.