Владимир Боголюбово Суздаль Кидекша Юрьев-Польский Переславль-Залесский Ростов Борисоглеб

Фотографии сделаны летом 2003 года


Свято-Боголюбский монастырь


Храм Боголюбской иконы Божией Матери


Древнейшие постройки монастыря


Дорога к церкви
Покрова-на-Нерли

Церковь Покрова-на-Нерли


Церковь Покрова-на-Нерли


Церковь Покрова-на-Нерли


Церковь Покрова-на-Нерли


   Сейчас Боголюбово – всего лишь небольшое село, расположенное в 8 км. от города Владимира, у слияния рек Нерль и Клязьма. Но когда-то, в далеком XII веке здесь вершились судьбы Руси – здесь была резиденция Великого князя Андрея Боголюбского.


   Князь Андрей Боголюбский, второй сын Юрия Долгорукого, родился в 1111 году. Его матерью была половецкая княжна, а самого князя до крещения звали Китаем. Детство князь Андрей провел в Суздале и возможно именно с тех пор полюбил этот северо-восточный край Руси. Как и все сыновья Рюриковичей он получил прекрасное образование, а воинскую доблесть и полководческий дар он не раз проявлял участвуя в походах своего отца. По некоторым данным в юности князь Андрей совершил поездку к святыням востока: побывал в Иерусалиме и Константинополе. В середине XII века, Юрий Долгорукий основал много новых городов в Ростово-Суздальской земле, на северо-востоке Руси, а его сын, князь Андрей Боголюбский приложил немало труда, что бы они крепли и развивались.

   После занятия в 1155 году киевского великокняжеского престола Юрием Долгоруким князь Андрей, будучи его наследником, поселился в Вышгороде. Но жизнь на юге пришлась ему не по нраву, и он вернулся на родину, на северо-восток. В 1157 году умер в Киеве его отец, Юрий Долгорукий и князь Андрей был избран Ростово-суздальским князем. Но жить ни в Ростове, ни в Суздале он не остался, а отправился в любимый им Владимир, по тем временам совсем не большой городок. Таким образом, столица княжества была перенесена в город на Клязьме, где бояре были не столь сильны, как в Ростове и Суздале. В 1164 году, в целях завоевания Великого Волжского пути, Андрей Боголюбский предпринял поход на Волжскую Булгарию, которая еще со времен походов князя Святослава на хазар представляла серьезную опасность для Руси. В честь победы над Булгарией, в 1165 году в устье реки Нерль был заложен храм Покрова-на-Нерли, которому суждено было стать “архитектурным чудом” русской земли. Кроме того, храм был задуман как памятник Изяславу, старшему сыну Андрея Боголюбского, который умер вскоре после завершения похода.

   Андрей Боголюбский поставил своей задачей укрепление самодержавной власти князя и объединение Русской земли. В 1169 году его войска взяли Киев, годом позже заключил мир с непокорным Новгородом. К концу 1170 года князь Андрей добился признания своего старшинства на Руси, но не пожелал сесть на золотой киевский престол – он отправил туда своего брата Глеба из Переяславля, а сам вернулся во Владимир.

   Но непонимание политики князя Андрея, а отсюда и недовольство ею росло не только в боярской, но и в княжеской среде. Летом 1174 года против князя сложился заговор. Согласно летописи в нем участвовали бояре Кучковичи, родственники первой жены Андрея Боголюбского и вторая жена князя, которая была родом из Булгарии и не могла простить князю победы над своими соплеменниками. Андрей Боголюбский был убит в 1174 году в своей резиденции, которую он так любил.

   Андрей Боголюбский был причислен к лику святых, и особо почитаем Русской Православной церковью. Нетленные мощи святого князя были обретены в 1702 году. Рака с его мощами находится в построенном им Владимирском Успенском соборе.


   В 1158 году, недалеко от Владимира князь Андрей возводит загородную княжескую резиденцию, получившую имя Боголюбово. Вокруг нее вскоре возник посад, который звался град Боголюбов. Первой постройкой стал белокаменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, он же являлся центром дворцового ансамбля. По замыслу Андрея Боголюбского его резиденция должна была представлять собой небольшой, но хорошо укрепленный замок (по примеру западно-европейского), окруженный мощными земляными валами. По верх валов были возведены каменные стены с боевыми башнями, а перед валами были заполненные водой рвы. В плане крепость представляла собой четырехугольник неправильной формы, самая длинная сторона которого выходила на крутой берег Клязьмы. (В те времена русло реки пролегало у самых стен Боголюбской крепости, а сейчас оно отошло к югу, оставив на старом месте только заболоченное озеро). Княжеская часть города занимала юго-западную часть крепости (еще и сейчас там можно увидеть остатки оплывших валов и рва).

   Во времена Андрея Боголюбского княжеский замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Для его постройки князь пригласил мастеров со всего света – с Кавказа, Византии, Германии… Сюда приезжали послы, здесь решались судьбы княжества и всей Руси. До наших дней из всего замкового ансамбля сохранилась только лестничная башня, свидетельница убийства князя Андрея. В 1722 году рухнул Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Андрее Боголюбском. В 1756 году храм был отстроен вновь, но повторить древнюю белокаменную постройку было уже невозможно.

   После трагической смерти Андрея Боголюбского постройки княжеского дворца пришли в запустение. Сначала дворец был разграблен убийцами князя, а в 1177 году на Боголюбово совершил набег рязанский князь Глеб. Довершило опустошение татаро-монгольское нашествие.
Приемники убитого князя опасались жить в месте, где была пролита его кровь. Здесь оставались только монахи Боголюбского монастыря, основанного князем Андреем. В этот монастырь уходили на покой многие церковные деятели Руси, российские цари и императоры посещали его...



Свято-Боголюбов монастырь

   Практически все монастырские постройки, дошедшие до нас, относятся к XIX веку.

   Благовещенская трапезная церковь, замыкающая соборную площадь с Юга стоит на месте древней Леонтьевской церкви, построенной еще в 1160 году Андреем Боголюбским. Нынешняя церковь была возведена в 1683 году, но в 1804 году она была сильно перестроена и утратила свой первоначальный вид. На месте надвратной церкви, разобранной в XVIII веке, в 1842 году была построена колокольня, на первом ярусе которой находились святые врата, на втором – храм Успения Божией Матери, а на третьем – звонница с колоколами.

   В 1855 году, в честь 700-летия со дня явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Боголюбскому, состоялась торжественная закладка нового храма Боголюбской иконы Божией Матери. Строительство храма продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 году. В 70-х годах XIX века собор был расписан потомственными иконописцам, Боголюбовскими крестьянами Шороховыми.

   В послереволюционные годы Свято-Боголюбский монастырь, как и многие другие российские обители, переживал трудные времена. В 1918 году Боголюбовский волостной совет самовольно захватил один из монастырских корпусов. А 3 июня 1923 года монастырь был официально закрыт.
   В 1927 году в монастырских стенах разместился приемник-распределитель для беспризорных детей. Летом 1928 года, областной музей, в чьем ведении находились здания Боголюбского монастыря и храм Покров-на-Нерли, отдали под пионерский лагерь жилое помещение, находившееся рядом с последним. Для устройства нар, юные пионеры разобрали дощатый сарай и взяли иконы из самого храма, а костер для приготовления пищи разводили в притворе церкви.
   В 1929 году большой монастырский собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери был приспособлен под склад зерна, вскоре для тех же целей приспособили и Рождественскую церковь, в притворе которой разместили телятник местного колхоза.

   В 1936-1937 года на территории бывшего монастыря начались археологические раскопки. Тогда же было разорено монастырское кладбище и разрушен пристроенный к великокняжеским палатам придел в честь святого благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. В конце 50-х годов в Рождество-Богородицком храме и в великокняжеских палатах был открыт музей.

   В годы войны и в последующее время в Боголюбском монастыре размещались администрация райцентра, райисполком, банк, почта, отделение милиции… Вплоть до начала 80-х годов монастырские корпуса использовались различными организациями для своих нужд, там же были расположены и жилые квартиры.

   В 1991 году здесь был возрожден мужской монастырь. В 1997 году сюда же были переведены 63 сестры из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря. Таким образом, в Боголюбовской обители разместилось сразу два монастыря: мужской и женский. Силами самих сестер идет восстановление храмов и других построек монастыря.



Покрова-на-Нерли

   У места впадения реки Нерль в Клязьму, в 1165 году Андрей Боголюбский заложил храм в честь победы на Волжской Булгарией и в память о своем сыне Изяславе. Церковь поставили на водном пути во Владимир с востока, и она являлась частью архитектурного ансамбля княжеской резиденции. Место для постройки церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму - указал сам князь Андрей Боголюбский. Она стоит на искусственном холме, который был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от сырости. Сейчас облик церкви Покрова-на-Нерли известен всему миру, она по праву считается жемчужиной древне-русской архитектуры.

   Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем Боголюбским без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Ведь главный храм Владимира. Успенский собор, также был посвящен Богоматери - в отличие от Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.

   Конструктивно храм Покрова-на-Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчие добились удивительного преодоления тяжести камня. Сказочная легкость форм храма Покрова на Нерли создает впечатление невесомости, устремленности ввысь. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женских маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

   Но 800 лет назад церковь выглядела совсем иначе. При Андрее Боголюбском с трех сторон церковь окружала ажурная белокаменная галерея с майоликовыми полами, где располагалось гульбище. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов - эмблема владимирской княжеской династии.

   К XVIII веку храм настолько обветшал, что было решено его разобрать, а камень использовать для строительства монастырской колокольни. К счастью задуманное не было выполнено. В 1803 году, во время восстановительных работ были убраны многие резные детали с фасада церкви, древний шлемовидный купол был заменен на луковичный, храм покрыли сферической кровлей… Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного “поновления” храма.

   После реставрации храм приобрел практически первоначальный облик. Особенно живописно он выглядит весной, когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над гладью которого возвышается стройный белокаменный храм.

Наверх

На Главную