:: Ай Петри :: Кара Даг

   Изображенная на открытках и фотографиях гора Ай-Петри, увенчанная каменной короной из зубцов, - один из наиболее популярных символов Южного берега Крыма.

   Ай-Петри – это огромный горный массив площадью более 300 кв.км, один из “столовых массивов” (или яйлов), вытянутых вдоль Южного берега Крыма и составляющих Главную горную гряду. Ай-Петринский массив простирается с востока на запад на 25 км. Расстояние между его южной бровкой и северными подножиями более 13 км. Высшая точка всего массива - гора Рока с абсолютной отметкой 1346 м, немного меньше гора Перепелиная (Бедене-Кыр) - 1320 м. Сама же гора Ай-Петри гораздо ниже - ее высота над уровнем моря всего 1231 м.
Один из первых исследователей археологии Крыма П.И. Кеппен считал, что в названии Ай-Петри соединены древнегреческие слова агиос - святой и имя - Петри. И связано это название, по его мнению, со старинным греческим монастырем, руины которого находятся в этой местности.

   Попасть на вершину Ай-Петри можно двумя путями: на автомобиле – по серпантину, начинающемуся в районе Ялты или по канатной дороге Мисхор – Ай Петри.
   Эта канатная дорога является маятниковой, т.е. одновременно, на каждом из двух этапов подъема, работают в противофазе два вагончика. На первом этапе, длиной около 1310 метров 35-ти местный вагончик с пассажирами от Нижней станции, расположенной на высоте 86 м. над уровнем моря, “плывет” в сосновом лесу Ялтинского горно-лесного заповедника, преодолевая за 6 минут разность высот в 305 м., до станции пересадки “Сосновый бор” (Средняя станция), расположенной на высоте 391 м. над уровнем моря. На втором этапе несущий трос, длиной 1670 метров, протянут от подножия горы почти до её вершины, на высоту 1153 метра над уровнем моря (разность высот между станциями 762 м.) На этом “перегоне” отсутствуют промежуточные опоры - это самый длинный безопорный пролет канатной дороги в Европе. Он преодолевается всего за 8 минут. Угол подъема составляет 45 градусов, и вагончик движется на расстоянии около 120 метров над землей. От открывшейся панорамы захватывает дух, но самый большой выброс адреналина происходит при подъезде к “Верхней станции”, когда до платформы остаются считанные метры. Вагончик вдруг замирает, а потом начинает двигаться рывками…

   На вершине горы раскинулся настоящий восточный базар. В лабиринте всевозможных сувенирных лавочек, кафешек и т.п. можно заблудиться. Навязчивые продавцы пытаются всучить свой товар или зазывают на всевозможные развлечения – прокатиться на лошадях, сфотографироваться с медведем, покурить кальян и т.д. Весь базар обнесен оградой, за которой начинается заповедник. Чтобы попасть на вершину Ай-Петри нужно купить билет за пару гривен. От билетной будки начинается обозначенная табличками тропа, по которой все желающие и попадают на вершину. После дождей и камни, и глинистая земля стали очень скользкими, и подниматься непросто. Наибольшие проблемы возникают в лесу – подъем по крутому скользкому склону труден, и стволы многих деревьев буквально отполированы цепляющимися за них туристами.

Наверх