На Главную
Фотоальбом

Новоиерусалимский монастырь

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - уникальное явление в русской истории и культуре. Замысел его основателя патриарха Никона (1605-1681) был поистине дерзновенным - воссоздать под Москвой Святую Землю христиан с точным подобием храма Гроба Господня, его топографией и реликвиями.

В середине XVII века, на месте современного города Истра располагалось село Воскресенское. Именно здесь волей патриарха Никона была начата одна из самых амбициозных строек за всю историю России. Желая сделать московское государство центром всего православного мира, патриарх решает построить монастырь, копирующий Святые места Палестины. Окрестности села Воскресенского приобретают диковинные названия: Елеон, Вифания, Капернаум, гора Фавор. Речку Истру переименовали в Иордан.
По указанию патриарха Никона в Святую Землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил патриарху чертежи Вифлеемского храма Рождества Христова, чертежи и планы Храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме, а также его кипарисовую модель, подаренную Иерусалимским Патриархом Паисием.

На строительстве, начавшемся в 1656 году, были заняты тысячи крестьян и лучшие мастера каменного дела. Грандиозные оборонительные сооружения возвели в течение нескольких лет. А в апреле 1658 г. началось строительство Воскресенского собора, не имеющего себе равных в русской архитектуре XVII века по необычайности замысла, размерам и богатству керамического убранства.
Патриарх Никон поставил перед мастерами задачу скопировать палестинский храм, но в то же время он не ограничивал свободы воображения архитекторов. Собор мыслился как олицетворение райского града - Горнего Иерусалима. Планировка храма патриарха Никона в Новом Иерусалиме, размеры внутренних помещений – все это в точности соответствовало палестинскому прототипу. Однако внешнее убранство, отделка – как внешняя, так и внутренняя – были совершенно другими. В разнообразии архитектурных форм, в яркой праздничности керамики и белокаменной резьбы воплотились представления русских мастеров о Горнем мире.

Воскресенский Собор должен был зримо воплощать в себе первенство Русского государства в Православном мире. Это имело особое значение накануне проведения церковной реформы, задуманной Никоном. Патриарх не только встал во главе этих масштабных преобразований, но сделался фактически соправителем царя Алексея Михайловича, замещая того во время польско-литовских походов 1654–1656. Новый Иерусалим превратился в своего рода штаб-квартиру реформаторов.
Однако единомыслие царя и патриарха продолжалось недолго. В 1658 г. Алексей Михайлович резко разошелся со своим былым любимцем. Рассерженный Никон, объявив о том, что оставляет патриаршество, и удалился в Новый Иерусалим. В это же время началось возведение “отходной пустыньки” патриарха Никона. Скит был задуман Никоном как уединенное жилье вблизи от оживленного строительства монастыря, он находился на искусственном островке, образованном протоками, отведенными от русла Истры. Сейчас еще можно увидеть следы от проток в виде полузаросших оврагов и валов.
Скит представляет собой кирпичное здание с глубоким подвальным этажом, в котором размещался еще и храм, на первом этаже были хозяйственные службы, на втором этаже размещались патриаршие келейники, на третьем этаже церковь Богоявления с трапезной, келья самого патриарха и приемная. На плоской крыше стоял восьмерик верхнего храма Апостолов Петра и Павла, а рядом – небольшая звонница и крошечная келья с каменным сидением, в которой едва мог разместиться один человек, да и то лишь сидя и согнувшись. Этажи связывались винтовой каменной лестницей. Сводчатые комнаты украшали изразцовые печи с лежанками. Снаружи стены были отделаны полихромными изразцами, выпуск которых наладили мастера и монахи Воскресенского монастыря.

В 1664 году Никон попытался вернуться в Москву, но был отправлен обратно. Собор 1667–1668, подтвердив никоновские реформы, в то же время снял с их инициатора патриарший сан, причем главным обвинителем на соборе выступил сам царь. Никону, сосланному под надзор в Ферапонтов монастырь (а затем переведенному в Кирилло-Белозерский), разрешено было вернуться лишь в 1681 (новым царем Федором Алексеевичем); попутно начались переговоры и о возможности его восстановления в прежнем святейшем достоинстве. Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле 17 июля 1681, Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Но и после смерти Никона строительство в монастыре продолжается. На средства сестры царя Алексея Михайловича Татьяны сооружаются Трапезные палаты с теплой (зимней) церковью Рождества Христова. При этом были использованы старые каменные службы никоновского периода (1658-1666), составившие первый этаж нового корпуса. Тогда же старые деревянные службы были заменены на каменные. В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей вместо деревянной ограды вокруг монастыря была сооружена каменная с восьмью башнями и надвратной Входоиерусалимской церковью. Что окончательно сформировало архитектурный облик “Нового Иерусалима”. Постройка была осуществлена по проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова. Монастырская стена устроена по всем правилам крепостного зодчества того времени. Крепостные башни получили палестинские названия: Иноплеменичья, башня Варуха, Ефремова башня, Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Давидов дом и Елизаветинская башня (только такой башни не было в Иерусалиме).

Впрочем, этим мощным укреплениям ни разу не довелось испытать на себе вражескую осаду. Единственное сражение, свидетелем которого был монастырь, произошло в 1698 г. Стрельцы окраинных городков, воспользовавшись отъездом царя Петра за границу, подняли мятеж и отправились к Москве с целью посадить на царство царевну Софью. У стен Нового Иерусалима стрельцов встретили царские войска, в большинстве своем иностранцы на русской службе. Стрельцы потерпели поражение, а вожди восстания были казнены на Красной площади в Москве.

Только в 1685 году было полностью закончено строительство Воскресенского Собора и освящено 18 января того же года патриархом Иоакимом. В 1723 году каменный шатер, или главный купол над ротондой Святого Гроба, внезапно обвалился внутрь церкви, а приключившийся вскоре пожар привел церковь еще в большее запустение. 26 лет церковь оставалась в развалинах.

В 1749 году Воскресенскую обитель посетила императрица Елизавета и повелела возобновить церковь, не отдаляясь от первоначального ее характера, и назначила для этого архитектором графа Растрелли. Возобновление было совершено под присмотром настоятеля монастыря Амвросия. Шатер купола над ротондой вместо тяжелого каменного был сооружен деревянным.

В XVIII и XIX столетиях монастырь перестраивали, но в целом его облик изменился мало. В 1918 году монастырь был закрыт, два года спустя, в 1920 году в его зданиях открылся Художественно-исторический и краеведческий музей, с 1935 года – Московский областной краеведческий музей. В 1941 коллекции музея были разграблены немцами. При отступлении они взорвали Воскресенский Собор, семиярусную столпообразную колокольню, находившуюся у южного фасада собора (с тех пор колокольня так и не восстановлена), башни, ограду с надвратной церковью, пострадали Трапезные палаты.

Восстановительные работы в монастыре начались практически сразу после его освобождения. 1970–80 годы в парковой зоне монастыря было положено начало музею деревянного зодчества под открытым небом.

В 1995 году после 75 - летнего перерыва в старинной обители была возобновлена иноческая жизнь. В настоящее время в монастырских стенах находятся Ставропигиальный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (настоятель - архимандрит Никита) и Историко-архитектурный и художественный музей “Новый Иерусалим”.

(Использовались материалы: "Иерусалим на Московской земле" В. Шаровой,
Памятники архитектуры подмосковья,
журнал "Вокруг Света")


Наверх