Ферапонтов
монастырь
Ферапонтов
монастырь расположен в 20 километрах к северо-востоку от города
Кириллова. Он стоит на холме между двумя озерами – Бородавским и
Паским.
Ферапонтов
и Кирилло-Белозерский монастыри тесно связаны между собой с самого
их возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт
прибыл из Симонова монастыря на Белоозеро вместе с Кириллом в 1397
году. Они вместе основали монастырь (Кирилло-Белозерский) на берегу
Сиверского озера. Но уже год спустя, Ферапонт покинул Кирилла, и
всего в 20 километрах, на перешейке между озерами, основал свой
монастырь. Правда, пробыл Ферапонт на Белоозере недолго – через
10 лет, в 1408 году он был вызван князем Андреем Дмитриевичем, младшим
братом московского великого князя Василия, в Можайск, для основания
там нового монастыря, известного под именем Лужецкого.
Ко времени отъезда Ферапонта, монастырь оставался
скромной обителью и значительно уступал своему соседу, начавшему
богатеть Кирилло-Белозерскому монастырю. Интенсивное развитие Ферапонтова
монастыря началось позднее, в середине XV века, когда его настоятелем
стал ученик Ферапонта – Мартиниан. Сын вологодского крестьянина,
постриженный в монахи Кириллом Белозерским, Мартиниан стал выдающимся
церковным деятелем, пользовавшимся авторитетом не только в церковных,
но и в политических кругах. Он был человеком просвещенным и со времени
его игуменства Ферапонтов монастырь стал важным центром книжного
дела.
В
1447 году Ферапонтов монастырь посетил опальный великий князь Василий
II Темный. Там он получил освобождение от “крестного целования не
искать московского престола” и благословение Мартиниана на поход
против захватившего власть Дмитрия Шемяки. Возвратив себе московский
престол, Василий II не забыл Мартиниана и распорядился перевести
его в игумены Троице-Сергиева монастыря. Но вскоре, в 1455 году
Мартиниан возвращается обратно в Ферапонтов монастырь. Скончался
Мартиниан в 1483 году и был похоронен в своем родном монастыре,
и в 1550 году был причислен к лику Святых. Наряду с Ферапонтом он
считался покровителем монастыря.
Из
Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели.
С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим из
знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком,
принято связывать начало каменного строительства в монастыре. Возвращение
оставившего кафедру епископа в Ферапонтов монастырь совпало с серьезным
пожаром, уничтожившим многие монастырские постройки. И скорее всего
не без его помощи в 1490 году сооружается древнейшее каменное здание
монастыря - собор Рождества Богоматери, который является вторым
(после собора Спасо-Каменного монастыря) каменным храмом на Русском
Севере. Предполагают, что именно Иоасаф пригласил для росписи собора
крупнейшего художника Московской Руси – Дионисия. И в 1502 году
всего за 34 дня весь собор был расписан Дионисием и его сыновьями.
Именно эти фрески и являются основной ценностью Ферапонтова монастыря.
В 1528 году Ферапонтово посещает Василий III вместе
со своей женой Еленой Глинской во время своей известной поездки
по северным монастырям, когда государева чета молилась о даровании
наследника. Долгожданный сын, будущий Иван Грозный, впоследствии
дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 году. Он был самым щедрым
жертвователем в Ферапонтов монастырь.
Хоть
строительная деятельность в Ферапонтовом монастыре велась и не с
таким размахом, как у его ближайшего соседа, Кирилло-Белозерского
монастыря, но масштабы ее по тем временам были весьма значительны.
К середине XVI века в монастыре уже имелось несколько каменных зданий:
собор, трапезная, казенная палата. Но ограда монастыря оставалась
деревянной вплоть до XIX века.
В 1614 году, в период польско-литовского нашествия монастырь был
захвачен казацкими отрядами и подвергся разорению. Восстановительные
и строительные работы вновь начались в монастыре только около 1640-х
годов. Но период подъема оказался недолгим.
Пребывание
опального патриарха Никона, находившегося в Ферапонтовом монастыре
в ссылке с 1666 по 1676 годы, тоже немало способствовало разорению
монастыря. Никон не желал считаться со своим падением и требовал
воздаяния себе патриарших почестей, чему способствовало его неопределенное
положение. Периоды строгого, почти тюремного заключения чередовались
со всевозможными поблажками и льготами. Специально для Никона в
монастыре были выстроены какие-то особые палаты, на которые была
истрачена немалая по тем временам сумма, а посреди Бородавского
озера был насыпан искусственный остров. Противоречить же бывшему
патриарху боялись, т.к. не было уверенности в том, что он не вернет
себе свой пост.
В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича
положение Никона в монастыре резко ухудшилось. Патриархом стал давний
враг Никона – Иоаким. Никона перевели под усиленный надзор в Кирилло-Белозерский
монастырь. И только через 5 лет, в 1681 году бывшему патриарху было
решено вернуться в основанный им Ново-Иерусалимский монастырь, увидеть
который ему было не суждено – по дороге в Москву Никон скончался.
С
конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного
разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими.
В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам,
многие из них были сломаны. В 1857 году вместо деревянных монастырских
стен комплекс зданий обнесли невысокой каменной оградой, частично
сохранившейся до нашего времени.
В
начале ХХ века, в связи с 500-летие со времени основания монастырь
вновь открыли как женскую обитель. Перед его открытием была начата
новая перестройка, остановленная благодаря вмешательству Императорской
археологической комиссии. Внимание ученых привлекли замечательные
росписи Дионисия. В 1908 – 1915 годах в монастыре проводились значительные
реставрационные работы.
После
революции 1917 года и прихода к власти большевиков монастырь вновь
был закрыт. Реставрационные работы возобновились только в 1970-х
годах. Долгое время в монастыре был филиал Кирилловского музея,
а сейчас здесь находится музей фресок Дионисия.
В
сентябре 1990 года надвратная церковь, служившая некогда домовым
храмом Никону, была предоставлена общине для богослужений. Остальные
постройки остаются музеем - это единственно возможный способ уберечь
фрески Дионисия, являющиеся достоянием мировой культуры. В последние
годы реставрационные работы в монастыре идут более активно – средства
на их проведение предоставлены из специального президентского фонда.
В Рождественском соборе были проведены серьезные работы по настилу
специального теплого пола, для поддержания в соборе таких температуры
и влажности, которые способствуют наилучшему сохранению фресок.
И если раньше фрески были доступны для осмотра только при определенных
погодных условиях, то теперь ими можно любоваться в любое время
года.
Использовались
материалы с сайта Малые
Города России
и книги И.А. Кочеткова и др. "Кирилло-Белозерский и Ферапонтов
монастыри. Архитектурные памятники"
|