|   Ферапонтов 
              монастырь 
               Ферапонтов 
              монастырь расположен в 20 километрах к северо-востоку от города 
              Кириллова. Он стоит на холме между двумя озерами – Бородавским и 
              Паским.  
               Ферапонтов 
              и Кирилло-Белозерский монастыри тесно связаны между собой с самого 
              их возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт 
              прибыл из Симонова монастыря на Белоозеро вместе с Кириллом в 1397 
              году. Они вместе основали монастырь (Кирилло-Белозерский) на берегу 
              Сиверского озера. Но уже год спустя, Ферапонт покинул Кирилла, и 
              всего в 20 километрах, на перешейке между озерами, основал свой 
              монастырь. Правда, пробыл Ферапонт на Белоозере недолго – через 
              10 лет, в 1408 году он был вызван князем Андреем Дмитриевичем, младшим 
              братом московского великого князя Василия, в Можайск, для основания 
              там нового монастыря, известного под именем Лужецкого. 
             
                 Ко времени отъезда Ферапонта, монастырь оставался 
              скромной обителью и значительно уступал своему соседу, начавшему 
              богатеть Кирилло-Белозерскому монастырю. Интенсивное развитие Ферапонтова 
              монастыря началось позднее, в середине XV века, когда его настоятелем 
              стал ученик Ферапонта – Мартиниан. Сын вологодского крестьянина, 
              постриженный в монахи Кириллом Белозерским, Мартиниан стал выдающимся 
              церковным деятелем, пользовавшимся авторитетом не только в церковных, 
              но и в политических кругах. Он был человеком просвещенным и со времени 
              его игуменства Ферапонтов монастырь стал важным центром книжного 
              дела. 
               В 
              1447 году Ферапонтов монастырь посетил опальный великий князь Василий 
              II Темный. Там он получил освобождение от “крестного целования не 
              искать московского престола” и благословение Мартиниана на поход 
              против захватившего власть Дмитрия Шемяки. Возвратив себе московский 
              престол, Василий II не забыл Мартиниана и распорядился перевести 
              его в игумены Троице-Сергиева монастыря. Но вскоре, в 1455 году 
              Мартиниан возвращается обратно в Ферапонтов монастырь. Скончался 
              Мартиниан в 1483 году и был похоронен в своем родном монастыре, 
              и в 1550 году был причислен к лику Святых. Наряду с Ферапонтом он 
              считался покровителем монастыря. 
               Из 
              Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. 
              С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим из 
              знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, 
              принято связывать начало каменного строительства в монастыре. Возвращение 
              оставившего кафедру епископа в Ферапонтов монастырь совпало с серьезным 
              пожаром, уничтожившим многие монастырские постройки. И скорее всего 
              не без его помощи в 1490 году сооружается древнейшее каменное здание 
              монастыря - собор Рождества Богоматери, который является вторым 
              (после собора Спасо-Каменного монастыря) каменным храмом на Русском 
              Севере. Предполагают, что именно Иоасаф пригласил для росписи собора 
              крупнейшего художника Московской Руси – Дионисия. И в 1502 году 
              всего за 34 дня весь собор был расписан Дионисием и его сыновьями. 
              Именно эти фрески и являются основной ценностью Ферапонтова монастыря. 
               
                 В 1528 году Ферапонтово посещает Василий III вместе 
              со своей женой Еленой Глинской во время своей известной поездки 
              по северным монастырям, когда государева чета молилась о даровании 
              наследника. Долгожданный сын, будущий Иван Грозный, впоследствии 
              дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 году. Он был самым щедрым 
              жертвователем в Ферапонтов монастырь. 
               Хоть 
              строительная деятельность в Ферапонтовом монастыре велась и не с 
              таким размахом, как у его ближайшего соседа, Кирилло-Белозерского 
              монастыря, но масштабы ее по тем временам были весьма значительны. 
              К середине XVI века в монастыре уже имелось несколько каменных зданий: 
              собор, трапезная, казенная палата. Но ограда монастыря оставалась 
              деревянной вплоть до XIX века.  
              В 1614 году, в период польско-литовского нашествия монастырь был 
              захвачен казацкими отрядами и подвергся разорению. Восстановительные 
              и строительные работы вновь начались в монастыре только около 1640-х 
              годов. Но период подъема оказался недолгим. 
               Пребывание 
              опального патриарха Никона, находившегося в Ферапонтовом монастыре 
              в ссылке с 1666 по 1676 годы, тоже немало способствовало разорению 
              монастыря. Никон не желал считаться со своим падением и требовал 
              воздаяния себе патриарших почестей, чему способствовало его неопределенное 
              положение. Периоды строгого, почти тюремного заключения чередовались 
              со всевозможными поблажками и льготами. Специально для Никона в 
              монастыре были выстроены какие-то особые палаты, на которые была 
              истрачена немалая по тем временам сумма, а посреди Бородавского 
              озера был насыпан искусственный остров. Противоречить же бывшему 
              патриарху боялись, т.к. не было уверенности в том, что он не вернет 
              себе свой пост. 
                 В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича 
              положение Никона в монастыре резко ухудшилось. Патриархом стал давний 
              враг Никона – Иоаким. Никона перевели под усиленный надзор в Кирилло-Белозерский 
              монастырь. И только через 5 лет, в 1681 году бывшему патриарху было 
              решено вернуться в основанный им Ново-Иерусалимский монастырь, увидеть 
              который ему было не суждено – по дороге в Москву Никон скончался. 
               С 
              конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного 
              разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими. 
              В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам, 
              многие из них были сломаны. В 1857 году вместо деревянных монастырских 
              стен комплекс зданий обнесли невысокой каменной оградой, частично 
              сохранившейся до нашего времени. 
               В 
              начале ХХ века, в связи с 500-летие со времени основания монастырь 
              вновь открыли как женскую обитель. Перед его открытием была начата 
              новая перестройка, остановленная благодаря вмешательству Императорской 
              археологической комиссии. Внимание ученых привлекли замечательные 
              росписи Дионисия. В 1908 – 1915 годах в монастыре проводились значительные 
              реставрационные работы. 
               После 
              революции 1917 года и прихода к власти большевиков монастырь вновь 
              был закрыт. Реставрационные работы возобновились только в 1970-х 
              годах. Долгое время в монастыре был филиал Кирилловского музея, 
              а сейчас здесь находится музей фресок Дионисия. 
               В 
              сентябре 1990 года надвратная церковь, служившая некогда домовым 
              храмом Никону, была предоставлена общине для богослужений. Остальные 
              постройки остаются музеем - это единственно возможный способ уберечь 
              фрески Дионисия, являющиеся достоянием мировой культуры. В последние 
              годы реставрационные работы в монастыре идут более активно – средства 
              на их проведение предоставлены из специального президентского фонда. 
              В Рождественском соборе были проведены серьезные работы по настилу 
              специального теплого пола, для поддержания в соборе таких температуры 
              и влажности, которые способствуют наилучшему сохранению фресок. 
              И если раньше фрески были доступны для осмотра только при определенных 
              погодных условиях, то теперь ими можно любоваться в любое время 
              года. 
            Использовались 
              материалы с сайта Малые 
              Города России 
              и книги И.А. Кочеткова и др. "Кирилло-Белозерский и Ферапонтов 
              монастыри. Архитектурные памятники" 
             |