Кириллов :: Ферапонтово :: Горицы


Вид на монастырь


Святые ворота


Вид сквозь Святые ворота


Постройки монастыря

Церковь Богоявления

Церковь Благовещения

Трапезная палата

Постройки монастыря

Западный фасад монастыря

Зимняя идиллия

Вид на монастырь с юга

Строящаяся церковь

Ферапонтов монастырь

   Ферапонтов монастырь расположен в 20 километрах к северо-востоку от города Кириллова. Он стоит на холме между двумя озерами – Бородавским и Паским.

   Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри тесно связаны между собой с самого их возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт прибыл из Симонова монастыря на Белоозеро вместе с Кириллом в 1397 году. Они вместе основали монастырь (Кирилло-Белозерский) на берегу Сиверского озера. Но уже год спустя, Ферапонт покинул Кирилла, и всего в 20 километрах, на перешейке между озерами, основал свой монастырь. Правда, пробыл Ферапонт на Белоозере недолго – через 10 лет, в 1408 году он был вызван князем Андреем Дмитриевичем, младшим братом московского великого князя Василия, в Можайск, для основания там нового монастыря, известного под именем Лужецкого.

   Ко времени отъезда Ферапонта, монастырь оставался скромной обителью и значительно уступал своему соседу, начавшему богатеть Кирилло-Белозерскому монастырю. Интенсивное развитие Ферапонтова монастыря началось позднее, в середине XV века, когда его настоятелем стал ученик Ферапонта – Мартиниан. Сын вологодского крестьянина, постриженный в монахи Кириллом Белозерским, Мартиниан стал выдающимся церковным деятелем, пользовавшимся авторитетом не только в церковных, но и в политических кругах. Он был человеком просвещенным и со времени его игуменства Ферапонтов монастырь стал важным центром книжного дела.

   В 1447 году Ферапонтов монастырь посетил опальный великий князь Василий II Темный. Там он получил освобождение от “крестного целования не искать московского престола” и благословение Мартиниана на поход против захватившего власть Дмитрия Шемяки. Возвратив себе московский престол, Василий II не забыл Мартиниана и распорядился перевести его в игумены Троице-Сергиева монастыря. Но вскоре, в 1455 году Мартиниан возвращается обратно в Ферапонтов монастырь. Скончался Мартиниан в 1483 году и был похоронен в своем родном монастыре, и в 1550 году был причислен к лику Святых. Наряду с Ферапонтом он считался покровителем монастыря.

   Из Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим из знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, принято связывать начало каменного строительства в монастыре. Возвращение оставившего кафедру епископа в Ферапонтов монастырь совпало с серьезным пожаром, уничтожившим многие монастырские постройки. И скорее всего не без его помощи в 1490 году сооружается древнейшее каменное здание монастыря - собор Рождества Богоматери, который является вторым (после собора Спасо-Каменного монастыря) каменным храмом на Русском Севере. Предполагают, что именно Иоасаф пригласил для росписи собора крупнейшего художника Московской Руси – Дионисия. И в 1502 году всего за 34 дня весь собор был расписан Дионисием и его сыновьями. Именно эти фрески и являются основной ценностью Ферапонтова монастыря.
   В 1528 году Ферапонтово посещает Василий III вместе со своей женой Еленой Глинской во время своей известной поездки по северным монастырям, когда государева чета молилась о даровании наследника. Долгожданный сын, будущий Иван Грозный, впоследствии дважды побывал в Ферапонтове в 1547 и 1551 году. Он был самым щедрым жертвователем в Ферапонтов монастырь.

   Хоть строительная деятельность в Ферапонтовом монастыре велась и не с таким размахом, как у его ближайшего соседа, Кирилло-Белозерского монастыря, но масштабы ее по тем временам были весьма значительны. К середине XVI века в монастыре уже имелось несколько каменных зданий: собор, трапезная, казенная палата. Но ограда монастыря оставалась деревянной вплоть до XIX века.
В 1614 году, в период польско-литовского нашествия монастырь был захвачен казацкими отрядами и подвергся разорению. Восстановительные и строительные работы вновь начались в монастыре только около 1640-х годов. Но период подъема оказался недолгим.

   Пребывание опального патриарха Никона, находившегося в Ферапонтовом монастыре в ссылке с 1666 по 1676 годы, тоже немало способствовало разорению монастыря. Никон не желал считаться со своим падением и требовал воздаяния себе патриарших почестей, чему способствовало его неопределенное положение. Периоды строгого, почти тюремного заключения чередовались со всевозможными поблажками и льготами. Специально для Никона в монастыре были выстроены какие-то особые палаты, на которые была истрачена немалая по тем временам сумма, а посреди Бородавского озера был насыпан искусственный остров. Противоречить же бывшему патриарху боялись, т.к. не было уверенности в том, что он не вернет себе свой пост.
   В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича положение Никона в монастыре резко ухудшилось. Патриархом стал давний враг Никона – Иоаким. Никона перевели под усиленный надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. И только через 5 лет, в 1681 году бывшему патриарху было решено вернуться в основанный им Ново-Иерусалимский монастырь, увидеть который ему было не суждено – по дороге в Москву Никон скончался.

   С конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими. В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам, многие из них были сломаны. В 1857 году вместо деревянных монастырских стен комплекс зданий обнесли невысокой каменной оградой, частично сохранившейся до нашего времени.

   В начале ХХ века, в связи с 500-летие со времени основания монастырь вновь открыли как женскую обитель. Перед его открытием была начата новая перестройка, остановленная благодаря вмешательству Императорской археологической комиссии. Внимание ученых привлекли замечательные росписи Дионисия. В 1908 – 1915 годах в монастыре проводились значительные реставрационные работы.

   После революции 1917 года и прихода к власти большевиков монастырь вновь был закрыт. Реставрационные работы возобновились только в 1970-х годах. Долгое время в монастыре был филиал Кирилловского музея, а сейчас здесь находится музей фресок Дионисия.

   В сентябре 1990 года надвратная церковь, служившая некогда домовым храмом Никону, была предоставлена общине для богослужений. Остальные постройки остаются музеем - это единственно возможный способ уберечь фрески Дионисия, являющиеся достоянием мировой культуры. В последние годы реставрационные работы в монастыре идут более активно – средства на их проведение предоставлены из специального президентского фонда. В Рождественском соборе были проведены серьезные работы по настилу специального теплого пола, для поддержания в соборе таких температуры и влажности, которые способствуют наилучшему сохранению фресок. И если раньше фрески были доступны для осмотра только при определенных погодных условиях, то теперь ими можно любоваться в любое время года.

Использовались материалы с сайта Малые Города России
и книги И.А. Кочеткова и др. "Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Архитектурные памятники"


Наверх