СПб
– Подпорожье – Вытегра – Кириллов – Тихвин – СПб
Побывать
в Кирилло-Белозерском монастыре хотелось давно. Единственная проблема
состояла в том, что находится он достаточно далеко от Питера и двух
выходных мало для полноценной поездки. Первоначально была мысль выкроить
три дня из новогодних каникул. Но потом было решено отложить поездку
на конец февраля: во-первых, световой день в это время значительно длиннее,
а во-вторых, хотелось побольше снега и солнца.
Вдохновившись отчетом
Сергея Тихомирова “Новый Год 2003 по Русскому Северу в 40-градусные
морозы”, мы решили частично повторить его маршрут.
Итак, 21 февраля, суббота, 8-00.
Выезд из города по Мурманскому шоссе. Дорога почищена до асфальта и
обильно посыпана солью – вскоре машина покрылась толстым слоем грязи.
За осень-зиму на свежеположеном асфальте появились выбоины.
Иссад. Основной поток машин сворачивает на
Вологодскую трассу А-114. Нам прямо, до Лодейного поля. Между Волховом
и Сясью дорогу прошлым летом чинили, а за Сясьстроем дорога становится
хуже.
Доможирово. Мост через Оять. Здесь первая
остановка. Слева, в 1,5 км от шоссе среди деревьев притаились две церкви:
деревянная Никольская (1799 г.) и полуразрушенная каменная Смоленская
(1826 г.) Обе церкви действовали до 1937 года. В 1990 году были возобновлены
богослужения в деревянном Никольском храме, а Смоленская церковь остается
в руинах.
Перед Лодейным Полем сворачиваем на объездную. Машин
практически нет. Развязка перед автомобильно-железнодорожным мостом
– нам на Подпорожье. Дорога становится белой, покрытие под снегом угадать
трудно. Но песком, тем не менее, ее посыпают регулярно. Периодически
встречаются таблички, предупреждающие, что здесь работают лесовозы,
небольшие колонны которых нам встречались несколько раз. Дорога хорошая,
скорость 110-120 км/ч держится без проблем. Там где дорога идет через
болота, висел сильный туман (практически от Лодейного Поля до Оштинского
погоста с небольшими просветами, когда болото отступало от трассы).
За Подпорожьем перестал ловиться “Мегафон”.
Через некоторое время после д. Гоморовичи широкая
новая (?) дорога заканчивается – дальше пока еще идет строительство,
и трасса сворачивает на грунтовку к Юксовскому озеру. Попытка увидеть
деревянную Георгиевскую церковь в д. Юксовичи (Родионово) закончилась
неудачей – мы слегка закопались в сугроб и решили отложить поиск этой
церкви до лучших времен. За деревней дорога вывела нас обратно на новую
трассу. Через пару километров попался указатель на д. Родионово, правда
дорога туда была абсолютно не чищена и попасть на нее было невозможно
из-за снежного вала, идущего по обочине основной дороги.
Через 20 километров развилка: основная дорога уходит
налево на Вознесенье, на Вытегру – прямо. Дорога становится узкой и
извилистой, она может составить достойную конкуренцию “дороге пьяного
карела”. Какова она летом не знаю, но зимой вполне приятна, особенно
для любителей острых ощущений. Нам, во всяком случае, она понравилась.
Примерно через 16 км очередная развилка: слева приходит дорога из Вознесенья
и Петрозаводска (Р19), наша (Р37) идет прямо, на Вытегру. Справа от
развилки стоит памятник “Здесь был остановлен враг”. Почему-то в различных
упоминаниях о боях в районе Ошты речь идет о фашистах, хотя в тех краях
могли быть только финны. В войну была разрушена церковь, стоявшая в
д. Ошта, а после войны, то, что от нее осталось было разобрано местными
жителями и пущено на строительство (многие печи в деревне сложены из
кирпичей разрушенной церкви).
Дорога опять становится широкой, деревень становится больше.
Палтога.
До Вытегры еще около 20 км. Примерно в центре села на пригорке, справа
от дороги стоят две церкви: деревянная Богоявленская церковь (1733 г.)
и полуразрушенная каменная Знаменская церковь (1810 г.). В деревянной
церкви были начаты реставрационные работы, но похоже, что они замерли
достаточно давно и возобновление не предвидится.
Вытегра. Пройдено 438 км. На вьезде в город
Лукойловская заправка. Заправляемся на ней, т.к. следующая будет нескоро.
В центре города, на площади перед собором местные гаишники провожают
нас взглядом – наша покрытая слоем грязи машина невыгодно выделяется
на фоне чистых вологодских машин (там грязи взяться неоткуда – дороги
не посыпают песком с солью, только песком!). Вообще в этих краях преобладают
нашемарки. Кроме жигулей часто встречаются москвичи, оки, чуть реже
запорожцы. Но хитом, похоже, являются уазики.
Перекресток, указатель на Вологду направо. Нам туда.
Город остался позади, но движение на дороге достаточно оживленное. Дорога
широкая, чищенная, но накатана только полоса по середине дороге. При
редких разъездах со встречными приходится съезжать на более рыхлый снег.
Дорога, по которой едем, относительно новая, должна закончиться (судя
по атласу) на Т-образном перекрестке: направо – Анненский Мост, а налево
на Прокшино и Вологду. На самом деле она проложена значительно дальше
и идет несколько южнее старой дороги на Прокшино мимо всех сел. Вообще-то
картой можно было не пользоваться, т.к. отсутствие на ней новых дорог
сильно сбивает с толку, а с указателями на дорогах проблем не возникало.
Кириллов, 17-30. В город въезжаем на закате.
Главная улица приводит прямо к Кирилло-Белозерскому монастырю. Но его
осмотр запланирован на завтра. Заселяемся в гостиницу (в пяти минутах
ходьбы от монастыря). Одноместный номер стоит 250 р., двухместный –
460р. Т.к. в городе проходит празднование масленицы, то народу в гостинице
много. Поставив машину на стоянку (45 р./ночь) на соседней улице, хотя
местные и уговаривали не тратиться и оставить ее у гостиницы, озаботились
поиском ужина. Кафе при гостинице тоже было забито и мы удовольствовались
привезенными припасами и чайником кипятка, который (в смысле кипяток)
бесплатно должны были предоставлять постояльцам.
Воскресенье, 22 февраля.
Погода, как по заказу, солнечная. Ранний подъем, легкий завтрак и за
работу. С утра в монастыре народу практически нет, только несколько
таких же маньяков-туристов. Удалось в тишине и одиночестве нагуляться
и нафоторгафироваться. Единственный облом был в том, что накануне, в
честь праздника, на стены пускали всех желающих, да к тому же бесплатно.
А в воскресенье – нет, т.к. вообще зимой вход на стены закрыт. Ближе
к двенадцати стали подтягиваться автобусы с туристами и мы поняли, что
пора закругляться – нас ждали еще два интересных места.
Следующим пунктом был выбран Горицкий монастырь. По
дороге к нему, на горе Маура весь город продолжал празднование масленицы.
В самих Горицах несколько режут глаз рекламные надписи на магазинах
и лавках на английском языке. Монастырь небольшой, но симпатичный. Потихоньку
восстанавливается… Народу – ни души.
Впереди нас еще ждет Ферапонтово. Возвращаемся в Кириллов
и далее до Вологодской трассы. С трассы целых три указателя ведут в
Ферапонтово. Мы свернули по последнему, на котором был указан монастырь.
При въезде заметили симпатичную строящуюся деревянную церковь. Может
мы как-то не так смотрели, но впечатления того, что “возводится она
по технологии сходной с той, по которой строятся коммерческие ларьки”
она не производит. Место для парковки рядом с монастырем расчищено,
но пусто. В Ферапонтово нам повезло – фрески Дионисия были открыты для
посещения. Взрослый билет - 75 р. В соборе позабавила надпись на одной
из колонн что-то типа “здесь был Вася”, которая, судя по написанию,
появилась очень и очень давно. Мы спросили девочку-смотрительницу, специально
ли реставраторы оставили этот образец народного творчества? Оказалось,
что это вышло совершенно случайно.
В целом монастырь маленький, но уютный. На его реставрацию
даже были выделены средства из президентского фонда. В соборе был сделан
специальный “теплый пол”, и теперь фрески доступны для посетителей в
любое время года (я надеюсь, что это так). Продолжается восстановление
самого собора. В общем, приятно видеть, что есть музеи, на содержание
и восстановление которых деньги все же находятся.
Вечером прокатились в сторону Белозерска. Водитель был в восторге от
снежной извилистой дорожки – редкий шанс почувствовать себя Шумахером!
Через Шексну есть ледовая переправа, но только для пешеходов. На машине
зимой там не перебраться, а летом работает паром.
Понедельник, 23 февраля, 9-25.
Погода просто отвратительная: все небо затянуто низкими серыми облаками
и периодически идет снег. Но мы и так не собирались здесь дольше задерживаться.
Из Кириллова в Череповец ведет дорога, огибающая монастырь справа и
проходящая мимо турбазы Сиверская. И только километров через 10 она
сливается со старой дорогой, обозначенной в атласе Вологодской области.
Праздничный день, машин на дороге мало. С указателями тоже все в порядке.
Единственное место, вызвавшее легкое недоумение – это перекресток Вологодского
шоссе и дороги Череповец – Белозерск. Подъехав к этому Т-образному перекрестку
со стороны Воскресенского мы не увидели вообще ни одного указателя…
Участок
А-114 до Череповецкой развязки был отличного качества, а вот дальше
начались сюрпризы. Если летом стыки бетонных плит под асфальтом только
слегка ощущались, но не создавали никаких неприятных ощущений, то зимой
они стали напоминать “лежачих полицейских” и ехать было неприятно. Сразу
вспомнилось колесо, пробитое Сергеем Тихомировым на этой трассе в прошлом
году. Единственным плюсом было то, что машин на трассе было мало и можно
было держать приличную скорость. Где-то, почти сразу после череповецкой
развязки, слева от трассы была замечена деревянная церковь. Но поскольку
погода не располагала к прогулкам и фотографированию, то решили оставить
ее до следующей поездки в Вологду.
В Ленинградской области дорога стала несколько лучше.
Несмотря на плохую погоду, мы все же решились завернуть в Тихвин и посетить
Успенский монастырь.
Тихвин, 15-05, пройдено всего 1220 км. В прошлый
раз, без карты города, мы так и не нашли подъезд к монастырю. В этот
раз ошибки были учтены, и путь нашелся без проблем. Дорога (назвать
ее улицей язык не поворачивается), ведущая к монастырю, похоже не ремонтировалась
со времен войны.
Красиво! Но обязательно надо будет вернуться туда
весной (или летом) для более детального осмотра.
После Тихвина трасса уже ничем не примечательна: движение
интенсивное, погода плохая… В Иссаде традиционная остановка у рыбных
лотков, выезд на мурманку, а там уже до дома рукой подать. Дорога чищенная,
покрытие ровное, хочется разогнаться побыстрее, чтобы пораньше попасть
домой. Но каким-то десятым чувством ощутили, что гнать не стоит, и оказались
правы – на трассе было полно гаишных засад.
В Питере были в начале восьмого, несколько уставшие,
но полные впечатлений.