Коневский Введено-Оятский Александро-Свирский
Панорама
Фотоальбом

Коневский монастырь

Долгие годы о Коневском монастыре было практически ничего не известно. Что и не удивительно: как таковой монастырь был ликвидирован, а на острове располагалась закрытая воинская часть.


В XIV веке, когда новгородцы осваивали Приладожье, на западном берегу озера обитали карелы. Сам остров оставался безлюдным и его использовали для летних выпасов скота. Этот остров лежит в юго-западной части Ладожского озера и отделен от его западного берега шестикилометровым проливом.
Считается, что название острова произошло от находящегося на нем Конь-камня: в конце весны прибрежные жители перевозили на остров скот и оставляли пастись без присмотра на все лето. Осенью, забрав скот, в благодарность духам за его сохранение приносили в жертву коня на огромном камне, которым остров и был примечателен.

Монастырь был основан на острове Коневец в 1393 г. преподобным Арсением Коневским. Арсений Коневский, уроженец Великого Новгорода, в 20-летнем возрасте ушел в пригородный Лисогорский монастырь и принял там монашество. Оттуда он удаляется на Святую Гору Афон, где ему было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Он возврнулся на родину, и, получив благословение новгородского владыки Святителя Иоанна, отправился по Волхову на север в поисках уединенного места для основания обители. Судно, на котором он плыл, дважды чудесным образом прибило к острову Коневец. Первоначально Преподобный Арсений поселился на возвышенном месте, впоследствии, по явлению на нем Пресвятой Богородицы, получившем название Святой горы.
Одним из первых деяний Преподобного Арсения было окропление святой водой Конь-камня и разуверение прибрежных крестьян обитании под камнем каких-либо духов. С освящением камня пресекся и языческий обычай оставлять здесь в жертву коней. Считается, что с этого момента с острова так же исчезли все хищные звери и ядовитые змеи.
К Преподобному Арсению стали стекаться ученики, и в 1398 году была установлена церковь во имя Рождества Богородицы. В 1421 году вследствие наводнения Преподобный Арсений перенес монастырь на более возвышенное место. В новый храм была помещена главная святыня монастыря - икона Пресвятой Богородицы, принесенная с Афона Преподобным Арсением и получившая наименование Коневской, или Акафистной. На ней Богомладенец изображен держащим голубиного птенца как символ очищения. В настоящее время икона, прославившаяся чудотворениями, находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.
После кончины Преподобного Арсения (1444 или 1447 году) монастырь, расположенный близ границы русских и шведских владений, неоднократно подвергался разорениям. Обитель восстанавливалась благодаря попечительству государей Василия III, Иоанна IV Грозного, Феодора Иоанновича и Бориса Феодоровича. В конце царствования Иоанна IV был построен новый величественный каменный собор, фундаменты которого выявлены археологической экспедицией под руководством В. А. Булкина в 1996 году.

По размерам своих земельных владений Коневский монастырь превосходил Валаамский, являясь, наряду с последним, главным оплотом православия среди карел на северо-западе новгородских земель и значительным культурным центром средневековой Руси. Из Коневского монастыря происходят Коневская Псалтирь (конец XIV- начало XV века), Евангелие монаха Закхея (1524 год, не сохранилось), пелена с изображением Коневской иконы (конец XV - начало XVI века), Коневская икона Божией Матери (70-е годы XVI века). Основателя монастыря, Преподобного Арсения, стали почитать как святого вскоре после его блаженной кончины. При угрозе шведского нападения в 1573 году мощи Преподобного Арсения были положены в основание церкви, “под спуд”, где и пребывали до их обретения в наши дни, оставаясь залогом возрождения обители в эпохи лихолетий.
Дважды, в 1577 и 1610 годах, шведы захватывали остров. Коневские иноки вынуждены были покинуть монастырь и обосноваться в Деревяницком Воскресенском монастыре под Новгородом. После разорения в 1610 году и до окончания Северной войны остров Коневец находился под шведским владычеством, а монастырский собор был практически разрушен. Из стен монастырских строений выламывали камень и возили его в Кексгольм (нынешний Приозерск) для возведения тамошних сооружений.

В 1710 году остров Коневец решено было отдать князю Я. Ф. Долгорукому, но в 1718 году, благодаря ходатайству Деревяницкого архимандрита Иоанникия, Петр I издал указ о возобновлении монастыря. Он получил статус приписного к Деревяницкому. Строитель иеромонах Тихон с братией уже на следующий год выстроили деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1760 году монастырь обретает самостоятельность по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. С 1764 года, после проведения Екатериной II монастырской реформы, монастырь находился за штатом, в 1825 году возведен в III класс.
При настоятеле иеромонахе Адриане (1790-1798 гг) по благословению Санкт-Петербургского митрополита Гавриила при монастыре в километре к северо-востоку от него устраивается скит во имя Казанской иконы Божией Матери.
Коневец становится известным в России местом процветания старчества. Один из старцев - иеромонах Сильвестр отличался дарованием архитектора. Он капитально переработал присланный из столицы проект нового монастырского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Из-за нехватки средств собор возводили при четырех настоятелях на протяжении десяти лет - с 1800 по 1809 годы.
В Коневском монастыре в разное время бывали император Александр II в сопровождении семейства и свиты (в 1858 г.), писатели Н. С. Лесков (Коневцу посвящен его очерк "Монашеские острова на Ладожском озере", 1873 г.), В. И. Немирович-Данченко и А. Дюма, поэт Ф. И. Тютчев, архитектор А. М. Горностаев (надстраивал настоятельский корпус и составил первоначальный проект расширения собора).
С 1892 года обитель, ранее принадлежавшая С-Петербургской епархии, отошла к вновь образованной Финляндской и Выборгской епархии.

С 1917 по 1940 год монастырь действовал, поскольку остров Коневец оказался на территории Финляндии. На территории монастыря размещался штаб 3-й батареи береговой артиллерии Финской армии. На мысе около Коневского скита была южная батарея, а в северной части острова — северная. К 1932 году в обители оставалось 75 человек братии - не было притока новых насельников из России, пагубно отразилась на жизни обители смута, связанная с введением нового календарного стиля в Финляндской православной церкви, ставшей автономной под возглавлением Константинопольского патриарха. Настоятелем с 1930 года был игумен Маврикий. До прихода в монастырь, во время службы в армии, он был связным генерала Маннергейма, с чем, возможно, связано посещение последним Коневца. Постоянные богослужения совершались только в соборе. С началом советско-финской войны часть утвари была вывезена, но большая часть осталась - в частности, иконостасы и колокола всех церквей, кроме звонов Казанского скита. Монастырь обороняли воинские части, находившиеся на острове, да ещё батарея на материке. В 1941 году часть иноков вновь прибыли на остров, пытаясь возродить монашескую жизнь. Все храмы, кроме Никольского, к тому времени были полностью разорены. В 1944 году у алтаря собора был погребен умерший в эвакуации игумен Маврикий. 19 августа того же года последние из братии навсегда покинули остров, отошедший к Советскому Союзу. После периода скитаний 32 коневских инока обосновались в усадьбе Хнекка коммуны Кейтеле, где монастырь просуществовал до 1956 года. 31 августа 1956 года девять оставшихся в живых монахов переехали в Ново-Валаамский монастырь в Папинниеми, взяв с собой чудотворную Коневскую икону.
А на острове Коневец тем временем царило запустение; в монастырских постройках обосновалась военно-морская часть.

Возрождение монастыря началось в 1990 году, и монахи стали заново обживать святые места и восстанавливать храмы. Наследство им досталось печальное. Храмы оказались не просто в запустении – они разорены и обезображены внутри и повреждены снаружи, от монастырского хозяйства просто ничего не осталось. В ноябре 1991 года под полом нижнего храма были обретены мощи Преподобного Арсения - главная святыня монастыря (часть монастырских святынь находится в настоящее время в Финляндии).
Т.к. собственные угодья монастыря убоги, и прокормиться лишь своим трудом братия не может, доход дает иностранный туризм. Раньше посещение острова возможно было лишь с благословения настоятеля отца Варсонофия. При новом настоятеле отце Мстиславе экскурсии финнов и других приезжающих сменяют друг друга в летний сезон беспрерывно. Сейчас большая часть острова принадлежит монастырю, но освоена, как и прежде, только его южная часть, вблизи единственной пристани. В северной части острова есть несколько рыбацких домиков, где летом живут местные рыбаки.
Вокруг монастыря валяются кучи металлического лома, мусора, связки колючей проволоки, лес вокруг изрыт и захламлен – наследство находившейся на острове воинской части. Но несмотря на все это монастырь понемногу возрождается: восстанавливаются храмы, налаживается хозяйство, а братия монастыря сейчас насчитывает уже более 20 человек.

(Использовались материалы Православной студии Петербурга )


Наверх
На Главную