Инкиля Суммакюля Суммаярви Салменкайта Тайпале Муола
Фотоальбом

      Многим нынешним жителям Карельского перешейка хорошо знакомо словосочетание “Линия Маннергейма”. Хотя для большинства из них оно обозначает нечто мрачное: разбросанные в лесах и болотах бетонные сооружения (иногда говорят о многоэтажных подземных бункерах, где можно запросто заблудиться), оставшиеся со времен финской войны. Про них рассказывают разные байки, легенды и страшилки…

   Так что же есть на самом деле эта пресловутая “Линия Маннергейма”?

   В военно-исторических изданиях советского периода говорится, что линия Маннергейма представляла собой “глубоко эшелонированную полосу огневых долговременных укреплений, которая по своей технической мощи якобы не уступала железобетонным укреплениям французской “линии Мажино” и германской “линии Зигфрида”. Общая глубина “линии Маннергейма” вместе с оперативной зоной составляла до 100 км.” Разные авторы насчитывают до трех с половиной сотен ДОТов и свыше 2000 ДЗОТов!

   В финской историографии под термином “линия Маннергейма” понимается, прежде всего, главная фронтовая позиция на Карельском перешейке времен советско-финляндской Зимней войны 1939-40 гг. То есть, та передовая линия фронта, на которой финские войска сумели остановить продвижение советских войск вглубь Финляндии вплоть до февральского генерального наступления РККА. Эта позиция лишь частично совпадала с линией главной оборонительной полосы, на которой находились долговременные огневые сооружения, построенные до начала военных действий. Тем самым особо подчеркивается человеческий фактор, благодаря которому маленькое государство смогло отстоять свою независимость, хотя и ценой значительных территориальных и людских потерь, перед военной мощью многократно превосходящего противника.

   Другими словами понятия “линия Маннергейма” и “система долговременной обороны Финляндии на Карельском перешейке” не одно и то же. Если к “ЛМ” отнести все фортификационные объекты, сооруженные финнами в период с 1920 но 1939 гг., то “за бортом” останутся многочисленные береговые батареи, построенные на Карельском перешейке русскими фортификаторами до 1917 г. А ведь благодаря их наличию возможность высадки советских морских десантов в тылу финских войск была крайне ограничена.
   К тому же сам термин “линия Маннергейма” появился лишь в начале советско-финляндской войны, когда К.Г.Э. Маннергейм был назначен на пост главнокомандующего финской армии.

   Система укреплений, создававшихся в свое время на Карельском перешейке и в других местах вблизи восточной границы Финляндии, имеет свою историю, связанную с военными и политическими событиями, происходившими в этом регионе в первой половине XX века.

   В результате октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков, Великое княжество Финляндское получило независимость и вышло из состава России. И большинство фортификационных сооружений, прежде всего береговых артиллерийских батарей, расположенных на северном берегу Финского залива перешло в собственность Финляндии. Конечно, по мирному договору с Германией, большая часть из них должна была быть уничтожена, но, тем не менее, эти сооружения, хоть и поврежденные, но вместе с тяжелым вооружением и боеприпасами перешли в собственность финского государства и впоследствии сыграли немаловажную роль в обороне страны с моря в период советско-финляндской Зимней войны 1939-40 гг.

   Итак, со стороны Финского залива территория Финляндии имела огневое прикрытие. На востоке, на островах Ладожского озера, уже начиная с 1919 года, сооружаются артиллерийские батареи. Незащищенной осталась только сухопутная юго-восточная граница, пролегавшая по Карельскому перешейку. Поэтому еще в 1918 году было принято решение о строительстве там оборонительных сооружений. Было предложено несколько различных планов строительства и местоположения линии укреплений. В 1919 году начальником Генерального штаба финляндских вооруженных сил стал генерал-майор О. Энкель, придававший большое значение строительству оборонительных сооружений. Он продолжил работы, начатые его предшественниками, но при этом отказался от составленных ранее проектов. Поскольку Финляндия не могла выставить для обороны страны значительных военных ресурсов, а с обученными резервами тоже была некоторая проблема, а допустить, чтобы войска были разгромлены по частям превосходящими силами противника было нельзя, то необходимо было опереться на систему оборонительных сооружений. Это означало, что через весь Карельский перешеек предстояло проложить цепь узлов обороны, чтобы, располагая минимальным количеством живой силы, можно было остановить продвижение войск противника до завершения этапа сосредоточения и развертывания своих дивизий.

   К 1920 году была спроектирована так называемая “линия Энкеля”, которая должна была пройти через следующие населенные пункты и водоемы: Ремпетти (Ключевое) – Хумалъйоки (Ермилово) - Сумма - оз.Муолаанъярви (оз. Глубокое) -оз.Эюряпяанъярви (Раковые озера) - часть водной системы Вуоксы – Тайпале (Соловьёво). Строительные работы по возведению оборонительных объектов линии Энкеля начались в том же 1920 году. На следующий год был разработан план строительства тыловой оборонительной позиции, прикрывавшей подходы к Выборгу. Тогда же западный фланг главной оборонительной полосы было решено перенести южнее (из Ключевого в Ермилово - Дятлово).
  
  В общей сложности за первый период строительства на Карельском перешейке было построено 168 бетонированных и железобетонных сооружений, из которых 114 являлись пулеметными, 6 - орудийными казематами, один - орудийно-пулеметным казематом. Прочие сооружения были укрытиями: 10 пунктов управления огнем, 27 убежищ для гарнизона, 10 небольших бетонированных пехотных позиций.

  В 1923-1924 годах на северном побережье водной системы Вуокса – Сувантоярви (оз. Суходольское) было возведено пять небольших береговых артиллерийских фортов (правда оснастили их пушками только в 1939 году):

  • “La” на мысу Лаутаниеми (в районе Колокольцево)
  • “No” на мысу Нойсниеми (место слияния основного русла Вуоксы и Вуоксы-Вирты)
  • “Ki” на мысу Кивиниеми (Лосево)
  • “Sa” (на мысу в районе Громово)
  • “Ke” (на мысу в районе Портового)
  • “Tai” (Соловьево)

   Главная оборонительная полоса состояла из вытянутой в линию системы узлов обороны, в каждый из которых входило несколько дерево-земляных полевых укреплений (ДЗОТ) и долговременных каменно-бетонных сооружений, а также противотанковые и противопехотные заграждения. Сами узлы обороны были размещены на главной оборонительной линии крайне неравномерно: промежутки между отдельными узлами сопротивления иногда достигали 6-8 км. Каждый узел обороны имел свой индекс, начинавшийся обычно первыми буквами близлежащего населенного пункта. Всего на главной оборонительной полосе линии Энкеля было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности. Также в систему укреплений линии Энкеля входила и тыловая оборонительная полоса, прикрывавшая подступу к Выборгу, в которую входило еще 10 узлов обороны.

   Почти все бетонированные сооружения первого периода постройки (1920-24 гг.) отличались невысоким качеством бетона, практически полным отсутствием гибкой стальной арматуры и большим объемом наполнителя - песка, гравия и камней. Жесткая экономия средств свела на нет требуемые прочностные характеристики укреплений. Единственная металлическая деталь, использовавшаяся в перекрытиях - двутавровая стальная балка. Такие укрепления разрушались даже от прямого попадания одного тяжелого снаряда, да и расположение их на местности было отнюдь не самым удачным. Классические железобетонные конструкции в то время применялись только при строительства нескольких орудийных казематов на Вуоксинской линии.

   Сооружения, строившиеся в 1920-24 гг. были одноэтажными. Исключениями являлись только двухэтажное укрытие в укрепузле “Ко” (Колмикесяля – ныне не существует) и двухэтажный орудийный капонир в Патониеми (укрепузел “Tai”), в котором укрытие для гарнизона находилось непосредственно под боевым казематом. Некоторые ДОТ сочетали в себе два помещения - боевой каземат и укрытие на 4-6 чел., оборудованное двухъярусными нарами. Конструкция амбразур всех пулеметных ДОТ предполагала ведение фронтального огня и не обеспечивала огневого прикрытия соседних ДОТ. Сооружения такого типа были крайне несовершенны и уязвимы перед опасностью расстрела их прямой наводкой в область амбразур. Эти недостатки в отдельных объектах были устранены несколько позднее, уже в 30-е годы, когда проводились широкомасштабные работы по реконструкции и частичной модернизации старых укреплений.

   В 1924 году Энкель ушел в отставку с поста начальника Генштаба финской армии. После его ухода работы по фортификации в приграничных с СССР районах были приостановлены на несколько лет.

   Новый период строительства фортификационных сооружений на карельском перешейке начался в 1932 году. Этот период можно разделить на три стадии: 1932-34 гг., 1936-38 гг. и 1938-39 гг. Но непосредственно строительству предшествовала длительная подготовительная деятельность.

   К 1932 году было принято решение о возведении еще одного узла обороны в системе главной оборонительной полосы, протянувшегося от озера Куолемаярви (оз. Пионерское) до берега Финского залива восточнее мыса Кюренниеми (район бухты Окуневой). Он должен был состоять шести одноэтажных ДОТов на 2-3 пулемета каждый. Новый узел получил условное сокращение “Ink” от названия находившейся в центре этого опорного пункта деревни Инкиля. Последний, седьмой ДОТ укрепузла, двухуровневый капонир, был построен только в 1937 году.

   С 1936 года начался принципиально новый этап проектной работы. Основное внимание уделялось теперь разработке конструкций двух-, трех-амбразурных ДОТов фланкирующего огня, хорошо замаскированных и вписанных в местный ландшафт, усиленных бронезащитой и снабженных бронекуполами.
   К этому времени стало очевидно, что старые одноамбразурные ДОТы фронтального огня, могут оказаться не в состоянии выдержать натиск современной военной техники. Работы по модернизации старых сооружений заключались в основном в том, что к ним пристраивались новые железобетонные боевые казематы фланкирующего огня с применением высокопрочных материалов. В некоторых случаях старые ДОТы просто реконструировали в укрытия, а иногда дополнительно к ним возводили совершенно новые ДОТы “миллионного” типа.

   На самом деле модернизации в действительности подверглись только пять из двадцати старых укрепузлов:

  • “Sk” (Суммакюля),
  • “La” (превратившийся в “Sj” - Суммаярви),
  • “Мa” (Мялкеля),
  • “Mu” (Муолаа)
  • “А” (превратившийся в “Le” - Лейпясуо).

   Многие долговременные сооружения, расположенные в этих укрепузлах, были кардинально реконструированы, а также были добавлены новые.

   Между озером Муолаанъярви (оз. Глубокое) и укрепузлом “Le” (Лейпясуо) в начале 1938 года был возведен двадцать второй укрепузел “Su” (Суурниеми), состоящий из пяти ДОТов, укрытия и командного пункта, а также системы полевых укреплений, противотанковых и противопехотных заграждений.

   Начиная с 1937 года на Карельском перешейке строятся первые ДОТы так называемого “миллионного типа” (такое название объясняется большими суммами затрат на их возведение, исчислявшимися миллионами тогдашних финских марок). Один из этих ДОТов даже получил кодовое название “Миллионный” (“Sj-5”). Первые сооружения этого типа имели конструкцию, предусматривавшую наличие, двух или трех боевых казематов, соединенных подземными переходами, которые обычно использовались в качестве небольшой казармы на взвод солдат, а также служебного помещения, поддерживавшего в случае необходимости автономное бое- и жизнеобеспечение гарнизона в течении определенного времени в условиях полной блокады. Боевые амбразуры этих крепостей были защищены 3-5 (на “Le-7” даже семью) сболченными бронелистами, каждый из которых имел толщину в 60-70 мм.
   Большинство ДОТов последнего периода постройки имели одну или несколько бронебашен, встроенных в потолочные перекрытия. Толщина брони таких башен доходила до 18 см. В верхней части бронебашни были прорезаны наблюдательные щели для кругового обзора местности. Вращавшийся внутри башни стальной барабан с прорезью исключал случайные пулевые или осколочные попадания внутрь башни.

   Подавляющее большинство долговременных сооружений, построенных финнами на Карельском перешейке в 1932-1939 гг., представляли собой одноэтажные, частично заглубленные в землю железобетонные сооружения в виде бункера, разделенного на несколько помещений внутренними перегородками с бронированными дверями. Укрытия предусматривали наличие двух входов, внешние подходы к которым прикрывались небольшими амбразурами для ручного пулемета. Исключения составляли лишь три двухуровневых (“Ink-6”, “Sk-10”, “Sj-4”) и три трехуровневых (“Sj-5”, “Sk-ll”, “Sk-2”) ДОТ “миллионного” типа, которые с большой натяжкой можно считать двухэтажными. Дело в том, что их боевые казематы и подземные укрытия-переходы размещались лишь на разных уровнях относительно земной поверхности, но не друг под другом, как, например, в конструкциях советских ДОТов линии КаУР. Поэтому все рассказы о многоэтажных подземных бункерах на Линии Маннергейма можно смело считать сказками.

   К концу осени 1939 года основные фортификационные работы на главной полосе финской обороны завершены еще не были. В состоянии боеготовности там находилось (учитывая и недостроенный укрепузел Муолаанъярви - Салменкайта), в общей сложности, 130 долговременных огневых сооружений, расположенных по линии длиною около 140 км от берега Финского залива до Ладожского озера. От линии государственной границы до позиций главной оборонительной полосы никаких иных долговременных сооружений у финнов не было.

   Передовые части Красной Армии достигли восточного фланга финских укреплений уже на пятый день наступления. К западному флангу главной оборонительной полосы части РККА подошли только через две недели. До центрального укрепрайона главной оборонительной полосы советские войска не дошли около десяти километров, заняв оборону перед полевыми позициями финнов. До начала генерального наступления РККА 8 укрепузлов находились в финском тылу на расстоянии от 3 до 20 км от линии фронта.

   Непосредственно линию фронта с декабря 1939 г. до середины февраля 1940 г. поддерживало только 11 укрепузлов из имевшихся 22-х, а именно:

  • “Ink”(Инкиля),
  • “Sk”(Суммакюля),
  • “Sj”(Суммаъярви),
  • “Le”(Лейпясуо),
  • “Su”(Суурниеми),
  • “La”(Лаутаниеми),
  • “No”(Нойисниеми),
  • “Ki”(Кивиниеми),
  • “Sa”(Саккола),
  • “Ke”(Келья)
  • “Tai”(Тайпале),

которые располагались на передовой.

   Защищенные сетью траншей, противотанковых и противопехотных заграждений, долговременные сооружения главной оборонительной полосы препятствовали дальнейшему продвижению Красной Армии вглубь Финляндии с начала декабря 1939 г. по 11 февраля 1940 г. Застывшая на два месяца линия фронта получила название “линия Маннергейма” в честь маршала Финляндии, бывшего генерала русской армии, барона К.Г.Э.Маннергейма. При этом значительная часть долговременных сооружений оставалась в тылу финской армии и в боевых действиях до середины февраля 1940 года участия не принимала.

   По своей боевой мощности финские долговременные сооружения, находившиеся в зоне передовой, уступали не только системе капониров и блокгаузов “позиции Зигфрида” и, тем более, бельгийской “линии Мажино”, но и аналогичным объектам советской оборонительной линии КаУР, построенной на Карельском перешейке к 1939 году.

   “Линия Маннергейма”, как система долговременных укреплений, перестала существовать летом 1940 года. Оставшиеся неповрежденными в ходе боевых действий железобетонные сооружения были уничтожены советскими саперами, исполнившими приказ военного командования о ликвидации “белофинских” укреплений на Карельском перешейке.

   В настоящее время сооружения финской фортификации на Карельском перешейке (как, впрочем, и русской, периода первой мировой войны), представляют собой, в той или иной степени, руины. Большинство бункеров советские саперы уничтожили летом 1940 года столь основательно, что в 1942 - 1944 гг. финны не решились проводить восстановительные работы на старом месте, а построили новую линию “VT” южнее прежней.

   Но все же отдельные объекты так называемой “линии Маннергейма” сохранились в практически неповрежденном виде. И они безусловно являются военно-историческими памятниками, хотя, конечно же, такого статуса они не имеют. Многие сооружения, находяшиеся в непосредственной близости от быстрорастущих садоводств и коттеджных поселков превращены в помойки, но большинство руин просто постепенно зарастает. Их нечастыми посетителями оказываются случайные грибники и немногие краеведы-любители.

Использовались материалы книги
"Линия Маннергейма и система финской долговременной фортификации на карельском перешейке"
Балашов Е.А., Степаков В.H.


Наверх

Главная страница
Ленинградская область