"ФЕДОРОВСКИЙ ГОРОДОК"
Правее
Египетских ворот, оформляющих въезд в Пушкин со стороны Петербурга,
можно увидеть руины необычного архитектурного ансамбля в “неорусском”
стиле. Это здания так называемого Федоровского городка, построенного
в 1911 – 1916 годах.
В комплекс построек Федоровского городка входили
следующие сооружения, расположенные на территории Фермского парка:
Само
название “Федоровский городок” появилось, когда комплекс домов для
притча и служащих Федоровского Государева Собора стали в народе
называть “Федоровским городком”, лишь потом это понятие расширилось,
в него стали включать вышеперечисленные здания, построенные в один
период и в едином стиле.
Федоровский
Государев Собор |
|
В середине 1900-х годов основной императорской резиденцией
стало Царское Село. Тогда же родилась идея строительства полкового
храма для Конвоя и Сводного полка Его Императорского Величества.
В конце 1908 года было принято решение о строительстве
и Император Николай II лично указал место для постройки храма: у северо-восточной
границы Александровского парка, на обширной поляне.
(Конвой
– специальный конный отряд, призванный эскортировать и охранять
передвижения государя и его семьи по России и вне её. Состав Конвоя
формировался из отборных казаков. Их казармы находились в Петербурге,
но сотни Конвоя попеременно находились в командировке там, где
находился Император.
В 1881 году, после убийства террористами Императора Александра
II, по приказу его сына Александра III, был создан лейб-гвардии
Сводный Его Императорского Величества пехотный полк
(Сводный гвардейский батальон). Кадры Сводного полка отбирались
из всех частей по рослости, красоте и личной преданности. Полк
не имел постоянного места пребывания, и неизменно сопровождал
императорскую семью для ее охраны. В 1895-96 гг. в районе Египетских
ворот на Кузьминской улице Царского Села (сейчас Академический
проспект) для Сводного полка построили деревянные казармы, там
же отвели место и для размещения части Конвоя.)
Первоначальный
проект разработал архитектор А. Н. Померанцев. И 20 августа 1909
года состоялась закладка нового храма. Однако вскоре проект Померанцева
подвергся критике и архитектору В.А. Покровскому было предложено
сделать новый проект, с учетом возводимого фундамента. Проект был
готов в короткие сроки. Принято считать, что за основу Покровский
взял Московский Благовещенский собор Московского кремля в его древнейшем
виде (т.е. без последующих переделок и пристроек). Как бы то ни
было, проект Покровского явился в целом самостоятельным и оригинальным
произведением, свидетельствующем о “глубоком знании наследия русского
национального зодчества”.
|
Новый
проект был утвержден 1 августа 1910 года. Императорская чета
предоставила 150 тысяч рублей на постройку собора. Кроме того
они постоянно следили за ходом строительства и не оставляли
без личного присутствия самые ответственные моменты.
Пруд, на берегу которого стоит собор,
соединялся с прудом перед Александровским дворцом специальным
водоводом, вода в прудах была чистая, считается, что в пруды
парка вода подается по водоводу из Тайцких источников, проведенном
еще при Екатерине Великой. Несмотря на то, что собор и был
построен на самом высоком месте, его помещения были сырыми.
|
По первоначальному проекту В. А. Покровского Пещерного
храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое,
предназначалось для устройства отопления и “раздевальни” для нижних
чинов. Утварь и иконы временной Серафимовской церкви должны были
быть перенесены в верхний храм. Однако было решено перенести ее
в целости в Федоровский собор в виде пещерного храма. Пещерным он
назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал,
определенный ранее заложенным фундаментом.
По первоначальному проекту В. А. Покровского Пещерного
храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое,
предназначалось для устройства отопления и “раздевальни” для нижних
чинов. Утварь и иконы временной Серафимовской церкви должны были
быть перенесены в верхний храм. Однако было решено перенести ее
в целости в Федоровский собор в виде пещерного храма. Пещерным он
назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал,
определенный ранее заложенным фундаментом.
20 августа 1912 г. состоялось торжественное освящение
нового собора во имя Федоровской иконы Божией Матери, считающейся
заступницей всех Романовых. На торжествах в Царском Селе присутствовала
вся Августейшая семья.
По окончании строительных работ в октябре 1913
года возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной
проектом Покровского. По указанию Николая II роспись Федоровского
собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи
на “Толчках” в Ярославле и Храма Воскресения в Ростовском Кремле.
Роспись Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым,
Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были
начаты пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости
стен и начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.
В 1913 году собору было присвоено звание “Федоровский
Государев Собор”. Собор считался полковым храмом Сводного пехотного
полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые
миряне допускались в собор по пригласительным билетам, иными словами
надо было получить специальное разрешение на его посещение.
В 1917 году грянула революция, отделение церкви
от государства, закрытие и разорение храмов. Федоровскому собору
повезло: он не был разрушен как многие другие храмы. Тем не менее
в 1934 году собор был закрыт. Старинные иконы были переданы в Русский
музей. Тогда же выяснилось, что многие иконы, считавшиеся древними,
оказались подделкой.
Во время Великой отечественной войны и фашистской
оккупации Пушкина Федоровский собор, как и другие постройки Федоровского
городка сильно пострадал, но, к счастью, не был полностью разрушен.
После окончания войны еще долгие 50 лет собор ждал своего часа.
В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви.
К настоящему времени его реставрация практически завершена.
Дома
для причта и служащих Федоровского Государева Собора |
|
Во
время строительства Федоровского собора возникла идея возведения
целого архитектурного комплекса в “национальном” стиле. Поводом
к этому послужила потребность в жилых помещениях для священников
и служащих Федоровского собора. Было решено простроить дома для
причта и служащих Федоровского Государева Собора в Царском Селе
на противоположном от собора берегу пруда.
Составление эскизов будущего архитектурного комплекса
было поручено архитектору С. С. Кричинскому и летом 1913 года Император
Николай II добрил проект при условии “что бы эти дома созданы были
в стиле Ростовского Кремля и построек ХVII века и не нарушали общего
художественного впечатления, при сочетании с Александровским дворцом”.
Прообразом этого комплекса, получившего в народе
название “Федоровский городок”, скорее всего, послужил
сооруженный в XVII веке Царский дворец в селе Коломенском под Москвой.
Декор многочисленных построек городка сохранил традиции средневековой
русской архитектуры. “Федоровский городок” был задуман как миниатюрная
крепость с невысокими стенами и башнями. Входом в него являются
белокаменные ворота, украшенные орнаментальной резьбой, в традициях
владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Все резные детали
исполнялись из старицкого известняка, привезенного с берегов Волги.
В плане комплекс представляет собой неправильный многоугольник,
образованный каменной стеной с башнями по углам.
В группу сооружений “Федоровского городка” входили
(в скобках указаны названия, появившиеся в период Первой мировой
вой и позднее):
1. “Трапезная палата” – для собраний духовенства,
состояла из залы на 60-80 человек, гостиных, квартиры ктитора
и имела четыре входа. Трапезный зал располагался во втором этаже
и вмещал до 200 человек. Приемная палата и гостиная соединялись
особым ходом с внутренними лестницами. Квартира ктитора из 8-9
комнат размещалась в двух этажах крыла здания, обращенного во
двор, а в подвальном помещении были кухни и кладовые.
2.
Дом священников (офицерский госпиталь, белокаменная
палата). В нем размещались: 4 квартиры по 5 комнат, кухни, людские,
ванны, кладовые, веранды и два входа.
3. Дом дьяконов (здание канцелярий; розовая палата),
вмещавший 4 квартиры по 4 комнаты, кухни и два входа.
4. Дом причетников (солдатский госпиталь; желтая
палата) и одна квартира для чиновника.
5. Дом-квартира для низших чинов, состоящих при
церкви и квартира старшему (здание для низших служащих лазарета,
башня Есенина; розовая башня, метеостанция).
6. Отдельный дом для низших и высших служащих,
как то: вахтера или смотрителя зданий, дворников, сторожей и пр.
7. Бани и прачечная (белая палата).
8. Службы (конюшни, сараи, ледник и пр.).
9. Ворота.
10. Башни и стены.
Городок
строился для служителей Федоровского собора, однако по инициативе
членов “Общества возрождения художественной Руси” Н. Рериха, В.
Васнецова и И. Репина было предложено открыть здесь музей древнерусского
искусства и зодчества.
Первая очередь строительства была пущена в конце
лета 1913 года, задолго до завершения рабочего проекта. В полной
мере работы начались весной 1914 года, когда была собрана необходимая
минимальная сумма для реализации проекта (эта сумма складывалась
из добровольных пожертвований).
К концу лета 1914 года часть построек “Федоровского
городка” была вчерне окончена. Началась Первая мировая война и здания
возводимого городка было решено использовать под лазарет для раненых.
Впоследствии над лазаретом, разместившемся в домах при Федоровском
Соборе, взяли шефство великие княжны Мария Николаевна и Анастасия
Николаевна. Почти все служебные постройки, в том числе бани и прачечная,
использовались совместно служителями Федоровского собора и персоналом
госпиталя. К сентябрю 1915 года было закончено строительство Трапезной
палаты, отделка интерьеров которой продолжалась вплоть до 1917 года.
Все росписи в Трапезной палате исполнил художник Г.П. Пашков. Здание
бани и прачечной, также выстроенное в 1915 году, тогда же было надстроено
третьим этажом под водолечебницу. Работы в домах для причта и служителей
при Федоровском соборе продолжались и после Февральской революции.
О том, что часть домов была передана лазарету только временно, свидетельствует,
например, тот факт, что в доме священников, занятом под офицерский
лазарет, в 1915-1917 годах продолжались живописные работы. Росписи
имели исключительно церковный характер. Согласно архивным данным
отделочные работы в домах велись до июля 1918 года, хотя после Октябрьской
революции о возвращении домов церкви уже и не помышляли. После закрытия
лазаретов здесь продолжала храниться коллекция церковной утвари,
икон, оружия и других предметов русской старины, собранная членами
“Общества возрождения художественной Руси”.
В
годы Великой Отечественной войны город Пушкин был оккупирован
фашистами. Постройки “Федоровского городка” оказали практически
на переднем крае обороны немцев. Здания очень сильно пострадали,
а оставшиеся в них ценности были вывезены оккупантами.
После
войны предпринимались попытки восстановления комплекса “Федоровского
городка”, но не очень успешно.
|
|
В 1994 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий
II благословил создание на базе архитектурного комплекса “Федоровский
городок” Патриаршего подворья для духовно-просветительского центра
Русской Православной церкви включающего в себя:
- резиденцию
Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге;
-
музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви
в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе России;
-
учебную деятельность;
- организацию
поездок паломников;
-
создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел;
-
гостиничные услуги.
На настоящее время частично отремонтированы два
здания в восточной части комплекса, в которых и располагается подворье.
В Юго-восточной башне, непосредственно примыкающей к ним, открыт
ресторан. Все остальные постройки городка находятся в ужасающем
состоянии и, судя по всему, в ближайшем будущем их восстановление
не планируется.
Государева
Ратная палата |
|
Комплекс
Ратной палаты был возведен в 1913-1916 годах. Он располагается немного
севернее зданий “Федоровского городка” и построен в том же “неорусском”
стиле, что и сам городок. Архитектором этого сооружения был С.Ю.
Сидорчук. Ратная палата возводилась на частные пожертвования. Среди
жертвователей была и дочь основателя Третьяковской галереи Е.П.
Третьякова.
Здание Ратной палаты образует замкнутый неправильный
многоугольник с внутренним двором. В ансамбле доминирует главное
двухэтажное здание с большим двуглавым орлом на фасаде и примыкающей
к нему восьмигранной трехъярусной башней, увенчанной высоким шатром.
Вход в ратную палату оформлен крыльцом, в стиле средневекового зодчества.
В центре здания - большой двухсветный зал на 400 мест, соединенный
галереями-переходами с жилыми помещениями в виде крепостных башен.
Ратная Палата была задумана как музей для хранения
военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих успехи
России в войнах с давних времен. В основу коллекции было положено
собрание документов по истории русских войн, подаренных императору
Николаю II Е.А. Третьяковой.
В 1915 году начальник царскосельского Дворцового
управления князь М.С.Путятин согласно воле Императора запросил в
войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров
размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев.
Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста
и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского
исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи
идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914-1918
годов, но в 1919 году он был упразднен. Экспонаты Ратной палаты
перешли в другие музеи и хранилища. А само здание было передано
Агрономическому институту.
После
Великой отечественной войны пострадавшие здания Ратной палаты
были в целом восстановлены, т.е. восстановлен был наружный
фасад зданий, внутреннее архитектурное убранство было во
многом утрачено. Сейчас в здании Ратнойй палаты располагаются
реставрационные мастерские.
Не так давно появился проект восстановления
музея “Государева Ратная палата”...
|
|
Павильон
Царского вокзала |
|
На
рубеже XIX-ХХ веков из Петербурга в Царское село была проложена
специальная Императорская ветка царскосельской железной дороги.
Начиналась она у Императорского павильона Витебского железнодорожного
вокзала, шла параллельно основной железной дороге и только после
Средней Рогатки отклонялась вправо в направлении села Кузьмино.
Движение по этой ветке открылось в 1902 году. По ней в Царское Село
отправлялись члены Императорской фамилии и представители иностранных
держав.
До этого, еще в 1895 году, для приема Императорских
поездов, прибывавших в Большое Кузьмино, через станцию Александровская,
была построена станция “Царский павильон”, от которой до резиденции
Николая II (в Александровском дворце) было всего около километра.
На плане станции 1903 года были нанесены: вокзал,
платформа длиной 200 метров (в том числе крытая - 100 м), 2 казармы
железнодорожного батальона с вспомогательными службами, паровозный
поворотный круг диаметром 20 м, сторожевые и стрелочные будки, железнодорожные
пути с 4-мя стрелочными переводами.
В связи с увеличением парка императорских поездов
(в 1903 году было уже 5 составов) и объемов работ по их техническому
обслуживанию и ремонту, в 1908 году был разработан проект реконструкции
всей станции. Станция была расширена, к ней были проложены 2 дороги:
Липовая аллея от Александровского дворца и дорога вдоль железнодорожный
путей в Царское Село (будущая Академическая улица). Дорога Большое
Кузьмино — Александровская пересекалась 7-ю железнодорожными путями.
Был усовершенствован поворотный паровозный круг, количество стрелочных
переводов достигло 21, расширены и количественно увеличены казармы,
вспомогательные сооружения, появились новые платформы.
В январе 1911 года на станции произошел пожар,
в результате которого сгорели практически все станционные постройки,
уцелела лишь часть навеса и платформа. В 1912 году рядом со старым
фундаментом был сооружен новый "Императорский павильон"
(Царский вокзал). Он был выстроен в том же “неорусском” стиле, что
и постройки Федоровского городка, Ратная палата и казармы Собственного
Его Величества Конвоя. Вход в павильон был оформлен в виде парадного
крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Пологие пандусы
позволяли въезжать под своды крыльца каретам и автомобилям. Два
ряда стилизованных килевидных кокошников, расположенных "вперебежку",
образовывали переход от кубического объема крыльца к высокому двенадцатигранному
шатру, увенчанному золочеными куполом и гербом. Рельефные изображения
двуглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная
резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах, крыльца и другие
декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого
камня. Своеобразная группировка и обрамление окон были связаны с
расположением и назначением внутренних помещений. Сделанные по специальным
рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками
гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями дополняли
внешнюю отделку здания.
После Октябрьской революции Императорский путь
(“третий путь”) был разобран, в “паровозо-вагоных сараях” (депо)
был создан “Пункт ремонта паровозов” (сегодня это “Царскосельский
завод - София”). Красавец-вокзал стал медленно разрушаться. Станция
Императорский павильон была переименована в ст.Павильон Урицкого
(название сохраняется до сих пор).
Во время Великой Отечественной войны Павильон
Урицкого оказался линии обороны немцев и сильно пострадал. За прошедшие
с войны 60 лет попыток восстановить этот архитектурный памятник
не предпринималось.
Сейчас на месте поворотного паровозного круга
- помойка студенческого городка. Нет даже намека на железнодорожный
путь и казармы железнодорожного полка. И только гордо возвышается
над местностью отреставрированный торец Паровозного сарая с цифрами
на фронтоне “1903”.
Казармы
Собственного Его Императоского Величества Конвоя
После
того, как Император Николай II окончательно решил обосноваться в
Царском Селе, возникла необходимость там же разместить личную охрану
Государя – Сводный Его Императорского Величества пехотный полк и
Собственный Конвой Его Императорского Величества. В 1895-96 гг.
в районе Египетских ворот на Кузьминской улице Царского Села для
Сводного полка построили деревянные казармы, там же отвели место
и для размещения части Конвоя.
В соответствии с концепцией возведения архитектурного
комплекса в “неорусском” стиле вокруг Федоровского Государева собора
было принято решение построить новое здание для размещения императорской
охраны. Архитектор В.Н. Максимов, принимавший участие в строительстве
собора, разработал проект и вскоре приступил к строительству.
Новое здание казарм было выдержано в том же стиле,
что и окружающие его постройки Федоровского городка. Двухэтажное
здание имеет П-образную форму и украшено шатровыми башенками.
Во время Великой Отечественной войны здание было
повреждено и в процессе восстановления лишилось части декора некоторых
архитектурных деталей.
В настоящее время в здании Казарм Конвоя ЕИВ располагается
Аграрный университет.
Использовались
материалы:
С. Я. Ласточкин, Ю. Ф. Рубежанский "Царское
Село - резиденция российских монархов"
Ю. Новосельский "Станция Царский
Павильон" (Царскосельская газета)
Работа неизвестного автора по истории
строительства Федоровского городка |