Монастырь
во имя святого великомученика Георгия Победоносца (Юрьев)
Монастыри-крепости
издавна служили оборонительным щитом русских городов. Великий Новгород
имел особенно развитую систему таких форпостов: монастыри-крепости
стояли на разных направлениях от города, охватывая его несколькими
концентрическими поясами. В первую их линию входил Юрьев монастырь.
Существует легендарная дата основания Юрьева монастыря – 1030 год.
Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего
небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту)
и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали
место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе
Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь. Он стоял
на возвышенном открытом месте, весной окруженный со всех сторон
водой.
Первое летописное упоминание о нем относится к 1119 году. Уже тогда
монастырь выступал как один из крупнейших центров новгородской политической
жизни. Георгиевский собор, выстроенный одним из лучших мастеров
Новгорода, призван был заменить изгнанному из детинца Всеволоду
Мстиславичу Софийский собор. Имя зодчего было Петр, он мог быть
из числа первых русских художников, обучавшихся искусству у Греков.
Значение Георгиевского собора подчеркивалась тем, что при нем велась
княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских
князей. Здесь похоронены мать и брат Александра Невского, Дмитрий
Шемяка и др.
На
рубеже XII-XIII веков обитель стала государственным монастырем Новгородской
феодальной республики, а ее глава - новгородский архимандрит - главой
городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним
из богатейших церковных феодалов. Его земли располагались в различных
местах: от верховьев реки Ловати до Онеги, от Шелони до Сестринского
стана в Волоколамском уезде близ Москвы. В новгородском кремле монахи
имели свой житный двор, а на торгу – лавки. Со временем окружавшая
монастырь деревянная крепость сменилась высокими каменными стенами
с семью башнями. На месте трех из них позже были построены церкви.
Укрепления монастыря сберегали замечательные сокровища русской культуры,
такие, как Юрьевское евангелие и другие рукописи, иконы.
Страшный удар благосостоянию обители был нанесен в 1764 году, когда
большая часть его многочисленных имений была отобрана. Но даже после
этого к монастырю остались приписанными 15 мелких монастырей, тысячи
крестьян, обширные угодья, рыбные промыслы, ремесленные мастерские,
солеварни, дарованные великокняжескими и патриаршими грамотами.
Новый
расцвет Юрьева монастыря приходится на первую половину XIX века,
когда на средства графини А.А. Орловой-Чесменской (дочери графа
Орлова и Екатерины II), “духовной дочери” игумена Фотия, были приведены
в порядок старые здания и построены новые.
Существует целый ряд документов, в которых упоминается об использовании
монастыря как тюрьмы в 18-19 веках. Сюда ссылались люди разных сословий
за разнообразные проступки, но наибольшую часть монастырских узников
составляло духовенство, ссылаемое за “непристойные духовному сану
поступки”, “за раскол”, а иногда за пьянство, воровство, прелюбодеяние.
Трагична судьба монастыря в послеоктябрьское время: в 1921 году
было принято решение об экспроприации имущественных ценностей монастыря.
Осенью 1924 года в Юрьевом оставалась шесть церквей, но уже к 1928
году из шести уцелела только одна. В 1929 году монастырь был закрыт.
В 30-х годах в Юрьеве были проведены реставрационные работы, и монастырь
предстал почти в первозданном виде (исключая белую обмазку). В годы
Великой Отечественной войны недалеко от монастыря проходила линия
фронта, и монастырь, как и весь город, был занят врагом, а на его
некогда белых стенах были расположены снайперские гнезда.
Что только не располагалось в послевоенные года на территории монастыря,
и без того пострадавшего в войну: почта, магазин, ПТУ.
С конца 80-х годов Юрьев монастырь начал понемногу оживать: возобновились
службы, начался сбор средств на реставрацию памятников зодчества.
Обитель открыта вновь по решению Святого Синода в октябре 1993 года.
Монастырь живет пожертвованиями и половиной сборов за вход в музейный
Георгиевский собор. Таковы условия договора музея и монастыря. Понемногу
обитель обзаводится хозяйством. Восстановлен святой источник, в
свое время варварски заваленный камнями и зацементированный. Заново
отстроены просфорня и пекарня с настоящими русскими печками.
|