Sveaborg :: Svartholma :: Ruotsinsalmi

Крепость Свартхольм

   Период шведского владычества на Балтике закончился поражением в Северной войне.
   По Ништадскому мирному договору 1721 года Швеция потеряла свои территории на юге (Лифляндию, Эстляндию и Ингерманландию) и юго-восточную часть Финляндии. Попытка взять реванш в 1741-1743 годах привела к еще более плачевному результату – граница с Россией еще больше передвинулась на запад, и пролегла по реке Кюмийоки. Таким образом, восточные границы королевства остались совершенно незащищенными, т.к. замки и укрепления юго-восточной Финляндии оказались по ту сторону границы.

   В 1746 году Шведский парламент принял решение о строительстве двух островных крепостей для защиты финского побережья: Свеаборга и небольшой крепости рядом с новой границей – Свартхольма. Тогда же было решено укрепить и приграничный городок Ловииса, рядом с которым должна была располагаться вторая крепость.
   Августин Эренсвярд планировал возвести в Ловиисе большую крепость бастионного типа. Центр города должен был быть окружен шестью бастионами, а внешние укрепления включали 3 стреловидных редута, два бастиона и …

   Возведение крепости в Ловиисе началось в 1747 году. На строительстве было занято около 4500 человек. Однако, в процессе строительства выяснилось, что к востоку от Кюмийоки земля оказалась слишком мягкой, так что пришлось отказаться от возведения большинства укреплений. Но два больших бастиона, Розен (Rosen) и Унгерн (Ungern) все же были построены. Они расположены по обеим сторонам дороги на Хамину и Выборг и прикрывают подходы к городу с востока.

   Параллельно со строительством Ловиисы, начались работы по возведению островной крепости Свартхольм, которая должна была прикрывать город с моря. Датой основания Свартхольма можно считать 12 февраля 1748 года. Все работы велись под руководством Августина Эренсвярда (будущего маршала, основателя Свеаборга). Первый план крепости разработал сам Эренсвярд, и до середины 1750-х годов строительство шло четко в соответствии с ним. Но потом назрела необходимость изменить проект: в стенах появились бойницы и изменилась форма брустверов.

   За 8 лет на небольшом острове выросла грозная крепость. Её четыре бастиона были названы в честь офицеров, руководивших строительством: (имена даны в том написании, как они употреблялись на Российских картах XIX века):

  • северо-западный бастион получил имя Норденшильд (A. J. Nordenskiold);
  • северо-восточный – Квинфельд (E. H. Qveckfeldt);
  • юго-восточный – Шанц (C. R. von Schantz);
  • юго-западный – бастион Рюок (C. F. von Rook).

   В северной части острова был возведен теналь. ((франц. tenaille - клещи) - отдельное, длинное, узкое укрепление в виде входящего угла, до появления нарезной артиллерии возводившееся в крепостях перед куртиною и фланками и предназначавшееся главным образом для прикрытия их от огня артиллерии.)

   В южной куртине в 1758 году был построен дом для коменданта крепости, где во время войны должны были размещаться офицеры. В 1770-х годах начали обживать остальные куртины: в восточной куртине располагались двухэтажные бараки для гарнизона крепости, а в западной - хранилища боеприпасов, склады и своя хлебопекарня. Северная куртина оставалась нежилой – там располагались кордегардия и хранилища боеприпасов. В 1780-х годах над всеми куртинами, кроме южной, появился 3-й этаж. Строительство береговых бастионов началось в 1770-х годах с восточной стороны острова, а, так же в юго-западной его части. Но работы шли очень медленно, и была построена лишь незначительная часть из всего запланированного. Все работы по возведению восточных укреплений на острове были завершены в 1803 – 1806 годах.

   Крепость Свартхольм являлась бастионной крепостью и состояла из трех линий обороны. Внешняя линия – береговая – состояла из стен и бастионов, протянувшихся вдоль всей береговой черты. С запада и востока от центральной части крепости (так называемого “Донжона”) Располагались два равелина. Восточный равелин был полностью построен и получил имя (по традиции в честь одного из высших офицеров) - Шульц.
   Артиллерийские орудия располагались в казематах и на верхнем (открытом) ярусе бастионов центрального укрепления. В куртинах тоже были предусмотрены бойницы для ведения стрельбы.

   Шведский король Густав III, в надежде вернуть утраченные территории, объявил России очередную войну в 1788 году. Но и эта война не принесла Швеции успеха, и в 1790 году был заключен Верельский мирный договор подтвердивший все положения Ништадтского и Абоского мирных договоров. Во время войны Свартхольм служил базой военного флота.

   Последняя Русско-шведская война, в результате которой вся Финляндия вошла в состав России, началась в феврале 1808 года. Российские войска пересекли границу в Ахвенкоски и без штурма взяли Ловиису. Чтобы избежать больших потерь, штурмовать крепость Свартхольм по льду не стали, а просто перерезали ее сообщение с большой землей. В это время в крепости находилось около 700 человек, но вооружена она была чуть более, чем на треть от положенного количества. К тому же запасы продовольствия и воды (т.е. состояние колодца) тоже оставляли желать лучшего. После двухнедельной блокады и бомбардировок, 18 марта 1808 года крепость сдалась.

   После завершения войны крепость Свартхольм потеряла свое оборонное значение, но ей сразу же было придумано новое применение – здесь разместили тюрьму и перевели туда часть заключенных из Выборгского замка. Позже в Свартхольм ссылали в основном больных и инвалидов преимущественно из Финляндии. В двух специально приспособленных казематах размещалось до 20 заключенных. Обогревались казематы плохо и зимой заключенные сильно страдали от холода. В 1823 году были отремонтированы еще три каземата (на 60 человек), а чуть позже построены и два барака, где можно было разместить еще 40 заключенных.
   В 1830-х годах количество заключенных в Свартхольме составляло 90-120 человек. К начальнику тюрьмы предъявлялись особые требования – он должен был уметь говорить на трех языках (русском, шведском и финском) и писать на русском и шведском.
   Тюрьма просуществовала в крепости немногим меньше 40 лет и в начале 1847 года была упразднена, а все заключенные были опять переведены в Выборг.

   Перед Крымской войной Россия активно укрепляла побережье Финского залива. Крепость Свартхольм так же вошла в перечень укреплений, которые должны были быть приведены в боевую готовность. Но посланная на остров комиссия выяснила, что крепость имеет ряд повреждений и недостатков, и было решено ее не восстанавливать.

   В июле 1855 года, небольшая английская эскадра подошла к Ловиисе. Опустевшая крепость молчала. Англичане беспрепятственно высадились на остров и, заложив пороховые заряды, взорвали крепость. На следующий день они обстреляли Ловиису и, в результате возникшего пожара, сгорела почти половина города.
   На восстановление города требовался камень и местные жители получили разрешение на вывоз камня из разрушенного Свартхольма. Вскоре крепость была заброшена и использовалась только в летние месяцы и то разве что для заготовки сена и выпаса скота. (Почти как в древности на Коневце).

   В 1883 году в Финляндии задумались о сохранении исторических памятников, и вышел указ об охране памятников архитектуры, фортификационных сооружений и их руин. В 1911 году на острове побывала специальная комиссия, но первые работы по восстановлению начались только в 1937 году.

   Основные восстановительные работы развернулись в середине 1960-х годов. Были расчищены руины казематов в западной и восточной куртинах. Восстанавливались бастионы центральной части и береговые укрепления. Так же был частично восстановлен теналь с северной стороны острова. К 1990-м годам основные восстановительные работы в крепости были завершены и здесь открылся музей под открытым небом.


   Сейчас Свартхольм – любимое место отдыха многих местных жителей и многочисленных туристов. Летом причалы Свартхольма переполнены – здесь постоянно много народу. На острове работает кафе, организовываются экскурсии и различные представления, до которых финны большие охотники. Многие приезжают сюда с палатками на несколько дней. Палатку можно поставить хоть на посреди бывшего плаца – никто не запретит.

   От центральной пристани Ловиисы на остров ходит катер (по расписанию). Стоит он 9 евро (в оба конца), но в хорошую погоду, в пик сезона, есть опасность в него не влезть.

   (Попав в такую ситуацию мы сильно расстроились и решили было, что попасть на остров нам не судьба… Но молодой человек из Information’a нас пожалел и рассказал, где можно взять катер и, за гораздо меньшие деньги, добраться до Свартхольма. Правда, этот способ доступен только автотуристам, т.к. добраться без машины до этого причала непросто.
   Если в двух словах, то надо объехать залив, на котором стоит Ловииса с востока (ехать по дороге к атомной станции). Если смотреть внимательно, то по пути можно заметить маленький указатель на Svartholm (по-моему даже самодельный). По указанной грунтовке спуститься на берег и дальше уже договариваться с владельцами лодок о переправе на остров. Переправа стоит 2 евро/чел. в один конец.)

   Финляндия не слишком богата фортификационными памятниками, но то немногое, что есть охраняется и превращено в музеи и туристические объекты. И даже полуразрушенные стены и бастионы привлекают огромное количество туристов и приносят немалый доход, не говоря уже о воспитании почтительного отношения к истории своей страны.

   Когда-то все эти укрепления входили в состав Крепости им. Петра Великого, устроенной на Балтике для защиты тогдашней столицы России - Санкт-Петербурга. Сейчас многие из построенных тогда фортификационных сооружений, находящихся на территории других государств, бережно охраняются и восстанавливаются, а самое сердце этой крепости - Кронштадт и окружающие его форты, разрушается и разворовывается...


Наверх

Основная страница