Крепость
Свартхольм
Период
шведского владычества на Балтике закончился поражением в Северной
войне.
По Ништадскому мирному договору 1721 года Швеция
потеряла свои территории на юге (Лифляндию, Эстляндию и Ингерманландию)
и юго-восточную часть Финляндии. Попытка взять реванш в 1741-1743
годах привела к еще более плачевному результату – граница с Россией
еще больше передвинулась на запад, и пролегла по реке Кюмийоки.
Таким образом, восточные границы королевства остались совершенно
незащищенными, т.к. замки и укрепления юго-восточной Финляндии оказались
по ту сторону границы.
В 1746 году Шведский парламент принял решение
о строительстве двух островных крепостей для защиты финского побережья:
Свеаборга и небольшой крепости рядом с новой границей – Свартхольма.
Тогда же было решено укрепить и приграничный городок Ловииса, рядом
с которым должна была располагаться вторая крепость.
Августин Эренсвярд планировал возвести в Ловиисе
большую крепость бастионного типа. Центр города должен был быть
окружен шестью бастионами, а внешние укрепления включали 3 стреловидных
редута, два бастиона и …
Возведение крепости в Ловиисе началось в 1747
году. На строительстве было занято около 4500 человек. Однако, в
процессе строительства выяснилось, что к востоку от Кюмийоки земля
оказалась слишком мягкой, так что пришлось отказаться от возведения
большинства укреплений. Но два больших бастиона, Розен
(Rosen) и Унгерн
(Ungern) все же были построены. Они расположены по обеим сторонам
дороги на Хамину и Выборг и прикрывают подходы к городу с востока.
Параллельно со строительством Ловиисы, начались
работы по возведению островной крепости Свартхольм, которая должна
была прикрывать город с моря. Датой основания Свартхольма можно
считать 12 февраля 1748 года. Все работы велись под руководством
Августина Эренсвярда (будущего маршала, основателя Свеаборга). Первый
план крепости разработал сам Эренсвярд, и до середины 1750-х годов
строительство шло четко в соответствии с ним. Но потом назрела необходимость
изменить проект: в стенах появились бойницы и изменилась форма брустверов.
За 8 лет на небольшом острове выросла грозная
крепость. Её четыре бастиона были названы в честь офицеров, руководивших
строительством: (имена даны в том написании, как они употреблялись
на Российских картах XIX века):
-
северо-западный бастион получил имя Норденшильд
(A. J. Nordenskiold);
-
северо-восточный – Квинфельд (E. H.
Qveckfeldt);
-
юго-восточный – Шанц (C. R. von Schantz);
-
юго-западный – бастион Рюок
(C. F. von Rook).
В северной части острова был возведен теналь.
((франц. tenaille - клещи)
- отдельное, длинное, узкое укрепление в виде входящего угла, до
появления нарезной артиллерии возводившееся в крепостях перед куртиною
и фланками и предназначавшееся главным образом для прикрытия их
от огня артиллерии.)
В южной куртине в 1758 году был построен дом для
коменданта крепости, где во время войны должны были размещаться
офицеры. В 1770-х годах начали обживать остальные куртины: в восточной
куртине располагались двухэтажные бараки для гарнизона крепости,
а в западной - хранилища боеприпасов, склады и своя хлебопекарня.
Северная куртина оставалась нежилой – там располагались кордегардия
и хранилища боеприпасов. В 1780-х годах над всеми куртинами, кроме
южной, появился 3-й этаж. Строительство береговых бастионов началось
в 1770-х годах с восточной стороны острова, а, так же в юго-западной
его части. Но работы шли очень медленно, и была построена лишь незначительная
часть из всего запланированного. Все работы по возведению восточных
укреплений на острове были завершены в 1803 – 1806 годах.
Крепость Свартхольм являлась бастионной крепостью
и состояла из трех линий обороны. Внешняя линия – береговая – состояла
из стен и бастионов, протянувшихся вдоль всей береговой черты. С
запада и востока от центральной части крепости (так называемого
“Донжона”) Располагались два равелина. Восточный равелин был полностью
построен и получил имя (по традиции в честь одного из высших офицеров)
- Шульц.
Артиллерийские орудия располагались в казематах
и на верхнем (открытом) ярусе бастионов центрального укрепления.
В куртинах тоже были предусмотрены бойницы для ведения стрельбы.
Шведский
король Густав III, в надежде вернуть утраченные территории, объявил
России очередную войну в 1788 году. Но и эта война не принесла Швеции
успеха, и в 1790 году был заключен Верельский мирный договор подтвердивший
все положения Ништадтского и Абоского мирных договоров. Во время
войны Свартхольм служил базой военного флота.
Последняя Русско-шведская война, в результате
которой вся Финляндия вошла в состав России, началась в феврале
1808 года. Российские войска пересекли границу в Ахвенкоски и без
штурма взяли Ловиису. Чтобы избежать больших потерь, штурмовать
крепость Свартхольм по льду не стали, а просто перерезали ее сообщение
с большой землей. В это время в крепости находилось около 700 человек,
но вооружена она была чуть более, чем на треть от положенного количества.
К тому же запасы продовольствия и воды (т.е. состояние колодца)
тоже оставляли желать лучшего. После двухнедельной блокады и бомбардировок,
18 марта 1808 года крепость сдалась.
После завершения войны крепость Свартхольм потеряла
свое оборонное значение, но ей сразу же было придумано новое применение
– здесь разместили тюрьму и перевели туда часть заключенных из Выборгского
замка. Позже в Свартхольм ссылали в основном больных и инвалидов
преимущественно из Финляндии. В двух специально приспособленных
казематах размещалось до 20 заключенных. Обогревались казематы плохо
и зимой заключенные сильно страдали от холода. В 1823 году были
отремонтированы еще три каземата (на 60 человек), а чуть позже построены
и два барака, где можно было разместить еще 40 заключенных.
В 1830-х годах количество заключенных в Свартхольме
составляло 90-120 человек. К начальнику тюрьмы предъявлялись особые
требования – он должен был уметь говорить на трех языках (русском,
шведском и финском) и писать на русском и шведском.
Тюрьма просуществовала в крепости немногим меньше
40 лет и в начале 1847 года была упразднена, а все заключенные были
опять переведены в Выборг.
Перед Крымской войной Россия активно укрепляла
побережье Финского залива. Крепость Свартхольм так же вошла в перечень
укреплений, которые должны были быть приведены в боевую готовность.
Но посланная на остров комиссия выяснила, что крепость имеет ряд
повреждений и недостатков, и было решено ее не восстанавливать.
В июле 1855 года, небольшая английская эскадра
подошла к Ловиисе. Опустевшая крепость молчала. Англичане беспрепятственно
высадились на остров и, заложив пороховые заряды, взорвали крепость.
На следующий день они обстреляли Ловиису и, в результате возникшего
пожара, сгорела почти половина города.
На восстановление города требовался камень и местные
жители получили разрешение на вывоз камня из разрушенного Свартхольма.
Вскоре крепость была заброшена и использовалась только в летние
месяцы и то разве что для заготовки сена и выпаса скота. (Почти
как в древности на Коневце).
В
1883 году в Финляндии задумались о сохранении исторических
памятников, и вышел указ об охране памятников архитектуры,
фортификационных сооружений и их руин. В 1911 году на острове
побывала специальная комиссия, но первые работы по восстановлению
начались только в 1937 году.
Основные
восстановительные работы развернулись в середине 1960-х
годов. Были расчищены руины казематов в западной и восточной
куртинах. Восстанавливались бастионы центральной части и
береговые укрепления. Так же был частично восстановлен теналь
с северной стороны острова. К 1990-м годам основные восстановительные
работы в крепости были завершены и здесь открылся музей
под открытым небом.
|
|
Сейчас
Свартхольм – любимое место отдыха многих местных жителей и многочисленных
туристов. Летом причалы Свартхольма переполнены – здесь постоянно
много народу. На острове работает кафе, организовываются экскурсии
и различные представления, до которых финны большие охотники. Многие
приезжают сюда с палатками на несколько дней. Палатку можно поставить
хоть на посреди бывшего плаца – никто не запретит.
От центральной пристани Ловиисы на остров ходит
катер (по расписанию). Стоит он 9 евро (в оба конца), но в хорошую
погоду, в пик сезона, есть опасность в него не влезть.
(Попав в такую ситуацию
мы сильно расстроились и решили было, что попасть на остров нам
не судьба… Но молодой человек из Information’a нас пожалел и рассказал,
где можно взять катер и, за гораздо меньшие деньги, добраться до
Свартхольма. Правда, этот способ доступен только автотуристам, т.к.
добраться без машины до этого причала непросто.
Если в двух словах, то надо объехать залив, на
котором стоит Ловииса с востока (ехать по дороге к атомной станции).
Если смотреть внимательно, то по пути можно заметить маленький указатель
на Svartholm (по-моему даже самодельный). По указанной грунтовке
спуститься на берег и дальше уже договариваться с владельцами лодок
о переправе на остров. Переправа стоит 2 евро/чел. в один конец.)
Финляндия
не слишком богата фортификационными памятниками, но то немногое,
что есть охраняется и превращено в музеи и туристические объекты.
И даже полуразрушенные стены и бастионы привлекают огромное количество
туристов и приносят немалый доход, не говоря уже о воспитании почтительного
отношения к истории своей страны.
Когда-то
все эти укрепления входили в состав Крепости им. Петра Великого,
устроенной на Балтике для защиты тогдашней столицы России - Санкт-Петербурга.
Сейчас многие из построенных тогда фортификационных сооружений,
находящихся на территории других государств, бережно охраняются
и восстанавливаются, а самое сердце этой крепости - Кронштадт и
окружающие его форты, разрушается и разворовывается...
|