На Главную

Часть 1. Валаамский монастырь.

   Возможность прокатиться на Валаам на круизном теплоходе появилась неожиданно, но мы не преминули ею воспользоваться.
   В общем-то, это самый удобный, но и самый дорогой способ. Судно приходит на Валаам рано – около восьми утра, а отходит в 9 вечера. При грамотном использовании этих 11-12 часов (это максимум, что можно выкроить) увидеть можно многое, хотя, конечно, далеко не всё, что хотелось бы.

 Большие круизные суда приходят в Никоновскую бухту, откуда до самого монастыря около 6,5 км. Можно воспользоваться услугами местных таксистов (в этом году это удовольствие обойдется уже 50 рублей), а можно отправиться пешком по дороге (кстати, ОЧЕНЬ хорошая грунтовка), по которой бешено гоняют описанные выше таксисты и священники, так что надо соблюдать осторожность. Достопримечательностей на дороге не много и идти несколько скучно.
   Еще у причала дежурят местные жители, с которыми можно договориться о прогулке на катере вокруг острова (но это удовольствие стоит уже совсем запредельных денег).

Ну а теперь, собственно, о наших похождениях.

   Первым делом мы отправились в сторону метеостанции, где, по нашим данным должна находиться “мощная укреп-точка”. По дороге туда мы случайно свернули не в ту сторону, и вышли на старую дорогу, ведущую к старой пристани (в южной оконечности Никоновской бухты). Очень живописная и хорошо сохранившаяся дорожка.

   “Точку” мы нашли, но осмотреть ее, к сожалению, не удалось – на метеостанцию неожиданно нагрянуло начальство и во избежание конфликта (метеостанция считается режимным объектом) нас вежливо попросили туда не ходить.
   (Как выяснилось позже, в отсутствие начальства никто не будет возражать против осмотра местной достопримечательности.) Узнав, что мы хотим попасть на о. Оборонный к нам прониклись интересом, долго объясняли как можно туда добраться, но нас, к сожалению, не устроил ни один вариант. Так что от планов туда попасть в этот приезд пришлось отказаться.

   План “Б” был более простым: добраться до Главной усадьбы с попутным осмотром нескольких скитов. Но сделать это не как все туристы, а пройти по “северной” тропе. Правда на этой тропинке есть два разрушенных моста, которые придется как-то преодолеть…

   В первой своей части наш маршрут совпадал с общетуристическим: Красный (Воскресенский) скит – Желтый (Гефсиманский) скит – Коневский скит.
   От Коневского скита началась его вторая часть. Сразу за мостиком, перекинутом через озеро в самом узком его месте, нужно свернуть направо на тропинку. Когда тропинка поднимется на горку, будет развилка – на ней сворачиваем налево. Дальше идет симпатичная прямая тропа без каких-либо ответвлений. В одной низинке нам встретился настоящий завал из упавших поперек тропинки деревьев, но это препятствие оказалось далеко не самым серьезным на нашем пути.
   Вскоре показался первый мост. Увидев его, первая мысль была: “Нет, сюда я не полезу!!!”
Выглядел мост достаточно экстремально: несколько бревенчатых “ящиков” (ряжей), возвышающихся над водой метра на 2 (может слегка поменьше). Соединены они положенными сверху досками. Расстояние между ящиками тоже порядком двух метров. Вся эта конструкция стоит в воде, от времени бревна и доски заметно подгнили… В прошлом году вода стояла низко и пролив можно было перейти вброд, лишь немного закатав штаны, а в этом глубина оказалась значительной – больше метра. Пришлось взять себя в руки и решиться на “переползание” моста. Переправа заняла довольно-таки много времени, но привнесла долю экстрима в нашу прогулку. Через некоторое время мы добрались до второго моста. Выглядел он не лучше, но опыт – великая вещь! Через него переправились гораздо быстрее, хотя некоторые доски были еще более гнилыми и ненадежными. И только позже, купив карту, узнали, что на северной оконечности острова, который мы только что покинули, должен находится интересный фортификационный объект (возможно батарея).

   Поле переправы слегка перекусили и отправились дальше. Тропинка привела к Белому (Всехсвятскому) скиту. Очень порадовало полное отсутствие экскурсионных групп – здесь царят тишина и спокойствие. Белый скит является самым большим скитом на Валааме и, на мой взгляд, самым красивым. Но порядки здесь очень строгие: женщин на территорию скита не пускают совсем, а мужчин только в определенные часы.
   От Всехсвятского скита началась третья (последняя) часть маршрута. От скита до Главной усадьбы ведет старинная дорога, построенная еще в 1845 году. В некоторых местах дорога превращается в дубовую аллею, иногда идет через цветущие поляны – одним словом красота…

   Добрались до Монастырской бухты – здесь люди, машины, лотки с сувенирами, ларек с пивом - в общем, суета. Кстати, покупать еду-напитки в ларьке на пристани не советую категорически – цены там просто заоблачные.
   Поднялись к Спасо-Преображенскому монастырю. К этому времени (около 16-00) все экскурсии в монастырь уже закончились, и там тоже царила относительная тишина. (В монастыре очень активно идут ремонтные работы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями). После осмотра собора у нас осталось еще несколько часов до отплытия и мы решили еще немного прогуляться: хотелось добраться до мыса Петровскинниеми.    Если верить старой финской карте, то где-то на этом мысу должна была находиться небольшая батарея. А на советской карте там помечено некое сооружение “Коста-Дамианин Капелли”. На самом деле мы пришли на симпатичную полянку, которая очень похожа на оборудованную стоянку: свежесколоченный ящик для мусора, бревна-сидушки, положенные вокруг кострища…
   А батарею мы все-таки нашли в зарослях на берегу. Это оказался небольшой орудийный дворик, выложенный из камней, а в центре него – металлические штыри для крепления 45-ти миллиметрового орудия.

   Но вечер все ближе и мы отправились в обратный путь. Добравшись до Центральной усадьбы монастыря мы поняли, что ужасно устали. Но расценки местных таксистов вселили уверенность, что мы сами доберемся до Никоновской бухты. Как выяснилось, большинство туристов рассудило так же.

   Ну а дальше все как обычно: теплоходы один за другим отшвартовываются и покидают Валаам под душещипательные песни типа: “… Как провожают пароходы – совсем не так, как поезда…”, а остающиеся местные жители, машут нам вслед белыми платочками…

Часть 2


Наверх