На Главную

Часть 2. Валаамский архипелаг. Фортификация.

   Ровно через месяц мы решили повторить поездку на Валаам, но на этот раз заняться осмотром фортификационных объектов и природных красот. В городе Лахденпохья мы арендовали катер с капитаном - удовольствие не дешевое, но при наличии компании в 7-10 человек вполне подъемное.

   Добраться до Лахденпохьи из Питера не сложно – на собственном автомобиле или на поезде. На машине все просто: из Питера по приозерскому шоссе и дальше на Сортавалу (эта дорога описана, например, здесь). По последней информации (на конец июля 2004) на посту в Хиитоле пограничники ограничиваются простой проверкой документов, пропуска и приглашения не требуют.
   На поезде добираться не сложнее – поезд СПб – Костомукша ходит с Ладожского вокзала по нечетным числам, билет до станции Яккима стоит порядка 130 рублей. Дорога занимает около 5 часов. От станции до города Лахденпохья ходит автобус и маршрутка.
   В городе есть весьма бюджетная гостиница – “Зеленая” (165 руб/чел в сутки).

Ну а теперь впечатления от поездки.

   Отчалили из Лахденпохьи мы рано – в половину седьмого утра. На выходе из Яккимваарского залива мы поняли, что будет качать… Волнение, по Ладожским меркам, было не большое, балла 1.5, но наш небольшой катер качало знатно. Периодически волны перехлестывали через рубку и те, кто сидели на открытой палубе принимали душ. А те, кто сидели внутри… но об этом не стоит.

   Первая остановка была на острове Никканансари (Никоновский). Была предпринята попытка найти батарею, обозначенную на старых финских картах. Попытка успехом не увенчалась, но зато были обнаружены лосиха с лосенком, обитавшие на этом острове.

   Следующая остановка на мысу Пунайненниеми (на метеостанции). В этот раз все прошло гладко: начальница метеостанции дала добро на осмотр местной достопримечательности.
   В наличии: 2 орудийных дворика под 6-дюймовые пушки Канэ, наблюдательный пост с интересным бронеколпаком и КП. Один из двориков занят под хозяйственные нужды обитателей метеостанции. Расположено все это очень живописно – на выдающемся в Ладогу скалистом мысу.

   Далее по плану был остров Оборонный.

   Там нас ожидала башня управления огнем и не только… Пришвартовались с западной стороны острова. С востока и юго-востока берега острова полого уходят в озеро, а западный берег высокий и скалистый. Вдоль всего полого берега тянется старая, еще финская “колючка”.
   В центре острова возвышается башня управления огнем – пяти ярусное бетонное сооружение. На стене при входе даже сохранилась табличка: “Памятник истории. Наблюдательная вышка для управления артиллерийской стрельбой. Охраняется государством”. Внутри сохранились остатки чугунной винтовой лестницы (по ней можно подняться только на один ярус). Выше ведут аккуратно сколоченные деревянные лестницы. На самом верху – наблюдательный пост, состоящий из двух помещений. В одном сохранился высокий усеченный конус – основание под дальномер(?), а во втором бетонный стол необычной формы (сильно напоминающий боб). Отсюда можно попасть на крышу башни. Там когда-то стоял дальномер, а сейчас открывается потрясающий вид на Ладогу.

   В юго-восточной части острова расположена батарея: 2 бетонных орудийных дворика под 152 мм. орудия, соединенные большим подземным бункером. Т.к. все сооружение было заглублено в скалу, то некоторые коридоры бункера напоминают пещеру.
   Чуть дальше находится полуразрушенный дом – там хранился прожектор и, возможно, была электростанция. От домика до юго-восточного мыса острова ведет прямая насыпь (бывшая дорога ?). Вдоль нее расположено несколько небольших бетонных ящиков с железными дверцами – возможно, под кабель.
   На юго-западной оконечности острова присутствует большой, вырубленный в скале, круглый котлован. Очень похоже, что здесь собирались построить еще один орудийный дворик. От этого “недостроя” к башне ведут окопы, так же вырубленные в скале. (Подобные мы видели в Финляндии на линии Салпа и на мысу Бобовом, что за Выборгом.
   Создалось впечатление, что на острове бывают не только рыбаки, но и экскурсанты: по острову от объекта к объекту протоптаны тропинки. Там, где тропинка пересекает глубокий гранитный окоп, через него перекинут свежий деревянный мостик с перилами. Один из орудийных двориков основательно вычищен. Внутри него, по периметру устроена деревянная лавка, а в центре – на орудийном основании – деревянный настил (стол?). Здесь явно проводятся какие-то мероприятия …

   Заключительным пунктом нашей программы стал остров Мёкериккё. Здесь мы даже столкнулись с отдыхающими из Сортавалы – кроме нас на острове было еще 2-3 лодки. На подходе к острову нас встретили знаки “Опасно! Радиоактивность!!!”, но наш капитан смело пришвартовался прямо рядом со знаком, мотивировав это тем, что он сюда ходит много лет и никакой радиоактивности тут не наблюдается. Но у запасливых путешественников был при себе детектор. Приборчик включили, но никаких отклонений от нормы он не зафиксировал. После этого смело приступили к обследованию острова.

   Самое приметное сооружение острова – пункт управления огнем. Но местные рыбаки переоборудовали его свое, почти постоянное, место жительства, даже соорудили нары...
   Кроме НП на острове присутствует батарея на два орудия (калибр 120-152 мм ?) 1921 года постройки. Орудийные дворики, так же как и на о. Оборонный, соединены подземным бункером. Недалеко от батареи обнаружился еще и бетонный орудийный дворик под небольшую пушку (калибр 45-76 мм). Когда-то на острове была своя электростанция, как водится у финнов, заглубленная в скалу. Во времена развитого социализма ее использовали под склад чего-то радиоактивного, а позже и вовсе превратили в “ядрёный” могильник. Несколько лет назаад вход в нее завалили гранитными глыбами, а вокруг расставили вышеупомянутые знаки.

   В юго-западной части острова обнаружилось несколько небольших орудийных двориков из камней и большое количество огневых точек, а так же море огромной (явно мутированной) земляники. Мы с трудом удержали себя от ее поедания, в то время как отдыхающий на острове народ ее активно собирал и ел.


   Обратный путь в Лахденпохью прошел без приключений. Ладога совершенно успокоилась и наш катер, шедший по водной глади, как по рельсам, превратился в сонное царство. Бодрствовал только капитан :) .
А по возвращении в гостиницу усталые краеведы немедленно заказали сауну…


   Возвращаться в Питер было решено на Костомукшенском поезде, который проходит ст. Яккима в 5-16 утра. Что бы добраться до станции в такую рань нам посоветовали заказать такси. Водитель согласился приехать к половине пятого, т.к. на более поздний срок у него уже был заказ. Стоит это удовольствие вообще по-коммунистически – 40 рублей за машину!!!

   Обратный билет до Питера стоил, почему-то, значительно дешевле билета туда. Общий вагон оказался абсолютно пустым – выбирай любое место. Завтрак бомж-пакетом, несколько часов здорового сна – и в половине одиннадцатого мы в Питере.

Часть 1


Наверх