Четверг,
26 августа.
Ранний подъем (6-45 по Москве), и в половине восьмого мы уже покидаем
Сумы. Несмотря на ранний час (на Украине всего 6-30), на улицах
достаточно машин.
Богодухов, 8-57 (122 км). Поворот
на Валки был найден без каких-либо проблем (на центральной улице появился
дополнительный указатель). Дорога, идущая в основном через поля, абсолютно
пустынная.
Валки, 9-29 (165 км).
Попав в этот городок мы испугались за подвеску – такое ощущение, что
город недавно подвергся бомбардировке. Зато мы нашли работающий банк
и наконец-то разжились гривнами. Найти выезд в сторону Минковки оказалось
несколько сложнее, но генштабовская километровка не подвела – с задачей
справились быстро. После Валок дорога опять улучшилась.
Выезд на 35-й км новой бетонки, 10-13 (204
км). Дорога хорошая, этим летом во многих местах проводился
ремонт. Проехав по ней километров 15, решили сделать остановку и выпить
кофейку (утром, торопясь уехать из гостиницы, мы решили завтраком не
заморачиваться). Заодно можно было переодеться в летнюю форму одежды,
т.к. становилось все жарче.
На M2 свернули не доезжая до самого конца бетонки
– воспользовались одним из многочисленных съездов вправо.
Перещепино, 11-38 (272 км).
Машин на дороге еще не очень много, но средняя скорость сильно упала.
На подъезде к Новомосковску мы решили не нарушать знаки и поехать по
объездной. Похоже, что это вторая часть той же недостроенной бетонки.
Но здесь уже висят знаки “Автомагистраль” и скорость заметно возросла.
Но вот заправок вдоль всей объездной практически нет.
После возвращения на М2 нашли заправку ТНК и не преминули
ею воспользоваться.
Запорожье, 13-32 (433 км). Чем ближе
этот город, тем все больше на дороге запорожцев с гордым названием Slavuta.
Проезжая город мы не заметили ни одного мойщика машин (рассказами об
этих маленьких чудовищах полна конференция ОиП).
На трассу повылазили медленные грузовики и дышащие
на ладан легковушки, прущие за собой груженые прицепы. К тому же на
трассе много ремонта (хотя все почти отремонтировано, знаки не сняты
и за ними пасутся ДАИшники). Вобщем, ползем еле-еле. Кстати, если сама
трасса вполне пристойная по покрытию, то в городах все ужасно разбито,
такое впечатления, что там специально ничего не ремонтируется.
Мелитополь, 15-03 (548
км). От езды в колонне со скоростью не больше 70 км/ч мы ужасно
устали, но надо ползти. Периодически нам встречается джип с московскими
номерами, сильно торопящийся к морю – он проспонсировал, наверно, все
ДАИшные засады.
Чогнар, 17-00 (675 км). Наконец-то!
Мы почти в Крыму!!! Пункт приема рекреационного сбора. Не сопротивляясь,
мы отдаем 10 гривен и … игнорируем знак СТОП на посту ДАИ. Оттормаживаемся
в последний момент. ДАИшник, улыбаясь, грозит пальцем и мы едем дальше.
Джанкой, 17-28 (713 км). Здесь поворачиваем
налево на дорогу, идущую вдоль Северо-крымского канала. Машин опять
мало, поселков – тоже. Ехать можно быстрее, тем более, что ДАЙцев просто
нет. На подъезде к Феодосии, наконец-то мы увидели горы.
Феодосия, 19-08 (862 км). МЫ ВИДИМ
МОРЕ!!!
Но мы еще не приехали. До Керчи еще 100 км.
Керчь, 20-24 (961 км). И опять мы
въезжаем в город в сумерках… Как-то само собой получилось, что мы выехали
прямо к гостинице. (Возможно она называется “СПОРТ”. Расположена гостиница
рядом со стадионом, в двух шагах от нее – охраняемая парковка). Двухместный
номер с водогреем за 79 гривен нас вполне устроил. Машину – на парковку,
водителю и штурману – разливного крымского пива и отдыхать.
Мы же в отпуске!
Часть
3. В Крыму.
Пятница,
27 августа.
Поисками завтрака не заморачивались – сварили кофе (спасибо Primus’у),
перекусили взятыми с собой припасами и за отдых.
На
час дня у нас была назначена встреча с “главным хранителем” крепости
Керчь – Владимиром Михайловичем Стародубцевым. С утра мы поднялись на
гору Митридат, прогулялись по городу и нашли обменник с очень даже приличным
курсом, а потом отправились в крепость. В принципе дорога, ведущая к
главным воротам крепости, на карте города обозначена, но на самом деле
это больше похоже на направление. Но едущий дорогу непременно осилит,
и вот она – неизвестная крепость Керчь! Владимир Михайлович рассказал
о строительстве крепости и провел даже небольшую экскурсию. К сожалению,
он не мог уделить нам целый день, и мы отправились изучать крепость
самостоятельно. Этой весной в крепости проводились масштабнейшие работы
по ее разминированию – отсюда было вывезено более 160 тонн боеприпасов.
Теперь по крепости можно ходить, не боясь наступить на мину или зацепить
растяжку (а такие тоже были обнаружены и обезврежены). На тропинке,
идущей по валу то и дело попадаются ямки разной величины и глубины,
рядом с которыми можно найти выкопанную старую железку, которую засек
миноискатель.
К сожалению, для осмотра крепости одного дня не просто
мало, а абсолютно мало – мы не увидели и половины того, что хотели.
Но на юге темнеет рано – пора было возвращаться в город. Как бы то ни
было, но в керченскую крепость мы еще обязательно вернемся!
Суббота,
28 августа.
Первые полдня мы планировали провести в Керчи и посетить
старую турецкую крепость Еникале и знаменитые Аджимушкайские каменоломни.
А потом отправиться в сторону Курортного и найти себе жилье в окрестностях
Кара-Дага.
Начали мы с Еникале. К сожалению, от крепости осталось
совсем не много, но это немногое выглядит удивительно живописно. Когда-то
это была грозная крепость, построенная для защиты керченского пролива.
Крепость Еникале – ровесница Петербурга, но для нас, жителей севера,
ее архитектура необычна и напоминает средневековые генуэзские крепости.
Поэтому и кажется, что крепость намного древнее…
Следующий пункт - Аджимушкайские каменоломни. Еще
в детстве, читая книгу “Улица младшео сына”, я мечтала съездить в далекую
Керчь и побывать на этих каменоломнях. И наконец такой случай представился.
Внутрь можно попасть только с организованной экскурсией.
Экскурсии бывают не часто – раз в час (или в два) и то при условии,
что наберется определенное количество народа.
Конечно, какие-либо указатели на каменоломни отсутствуют
как класс – ехали “наощупь”. Приехав, выяснили, что желающих посетить
каменоломни набралось достаточно, и в ожидании начала экскурсии мы прогулялись
до Царского кургана, благо он находится рядом с каменоломнями.
Почему-то те, кто продает билеты, не предупреждают,
что внизу, в каменоломнях температура не превышает +10°С и большинству
людей приходится брать теплую одежду “в прокат” у экскурсовода, естественно
за отдельные деньги. Экскурсия длится больше часа, так что стоит одеться
потеплее, а так же прихватить с собой фонарики, т.к. тех, что берет
с собой экскурсовод обычно маловато для группы в 15-20 человек. (Кстати,
будучи в Израиле, мы посетили “пещерный город” Бэт Гуврин. Так в тех
подземельях было очень тепло, и мы не ожидали, что в Аджимушкае будет
такая низкая температура).
Аджимушкайские каменоломни имеют всего один уровень,
но их размеры просто потрясают. Музей занимает лишь незначительную их
часть. С начала 60-х годов в каменоломнях работают экспедиции – ищут
останки бойцов, штабные документы… заодно было найдено огромное количество
боеприпасов. Работать сложно и опасно – много завалов и оползней.
В целом музей производит очень сильное впечатление.
Дальше
наш путь лежал в сторону Курортного. Со второй попытки нашли на биостанции
симпатичную комнату в домике со всеми удобствами в двух шагах от моря.
(Что интересно: соседи за те же деньги предлагали неизмеримо худшие
условия).
И всю следующую неделю мы жили на биостанции, совершая
оттуда однодневные вылазки в разные стороны.