Helsinki Porvoo Loviisa Hamina Mikkeli Imatra :: Hanko ::
Фотоальбом

Немного истории

Первое упоминание о бухте полуострова Ханко датировано концом 13 века. Узкий пролив, названный Hauensuoli или “Pikeґs Gut”, находившейся между двумя островами недалеко от побережья, начиная с 15 века использовался как закрытая гавань. Многие моряки во время стоянок выбивали свои имена и фамильные гербы на скалах этих островов. На сегодняшний день было найдено (и зарегистрировано!) около 640 таких надписей.
После строительства железной дороги в 1873 году порт Ханко стал активно использоваться и долгое время являлся единственным незамерзающим портом в Финляндии. Годом позже, в 1874 году был основан город Ханко. Очень быстро город становится популярным курортом, известным своими целебными минеральными водами. На рубеже ХХ века в Ханко строятся многочисленные виллы для отдыхающих здесь летом российских дворян. Многие виллы, построенные известными архитекторами, являются настоящими памятниками деревянного зодчества. Во время второй мировой войны минеральные источники сильно пострадали, многие постройки и сооружения были разрушены и больше не восстанавливались.
Мыс Ханко всегда был стратегически важной точкой и, поэтому, являлся ареной многочисленных сражений.
Еще в 17 веке на самой южной оконечности мыса шведами было построено небольшое укрепление. После того, как в ходе Северной Войны, в 1714 году у полуострова Ханко (Гангут) русский флот одержал первую крупную победу над шведским флотом, шведы укрепили три близлежащих острова и начали строить более серьезную крепость. C 1810 года эта территория входила в состав Российской империи, и укрепления мыса Ханко являлись частью крепостных сооружений им. Петра Великого. (???)
В результате Зимней войны, по советско-финляндскому мирному договору 1940 г. полуостров Ханко был передан Советскому Союзу в аренду на 30 лет для создания военно-морской базы. С первых дней Второй мировой войны (1941-1945 гг.) немецко-фашистское командование поставило перед финскими войсками задачу захвата полуострова. Для ее выполнения была сформирована “ударная группа Ханко” в составе двух финских дивизий, которая действовала при поддержке артиллерии, авиации и кораблей флота. В период с 29 июня по 1 июля 1941 г. финские войска пытались штурмом захватить Ханко, но потерпели неудачу и перешли к длительной осаде. Оборону Ханко осуществлял гарнизон военно-морской базы при поддержке береговой артиллерии и авиации. Их прикрывали войска, защищавшие острова Моонзундского архипелага. После сдачи Таллинна и Моонзундских островов гарнизон Ханко остался в глубоком тылу противника, поэтому с выходом немецко-фашистских войск на ближние подступы к Ленинграду Ставка Верховного главнокомандования 25 октября 1941 г. приказала эвакуировать базу. С 26 октября по 2 декабря 1941 г. кораблями Балтийского флота около 28 тысяч защитников Ханко с боевой техникой были доставлены в район Ленинграда.
В соответствии с соглашением о перемирии с Финляндией 1944 г., закрепленным мирным договором 1947 г., СССР отказался от своих прав на аренду Ханко.
Сейчас Ханко - промышленный центр, порт и морской курорт, и свыше 200 000 туристов ежегодно посещают его. Туристический сезон начинается ранней весной и продолжается до сентября. В мае 2001 года было открыто скоростное паромное сообщение между городом Росток (Германия) и Ханко.


Никакой крепости в Ханко мы не нашли, но зато нашли потрясающе кравую природу: море, камни, солнце.... и немного береговых укреплений, часть из которых явно советского производства времен Великой Отечественной войны.

Как выяснилось позднее - крепости в Ханко нет и не было в войну. Есть только взорванный многоярусный опорный пункт (по размерам - ротный), и несколько позиций. Гарнизон, штаб и аэродром (построенный нашими, и существующий поныне) находилятся на территории завода взрывчатки Динамит Нобель (сейчас Форсит)и посторонних туда не пускают.


На Главную
Основная страница