Валаамский
Спасо-Преображенский монастырь
Невозможно
сказать точно, когда на Валаамском архипелаге появились первые поселенцы.
Возможно, это произошло в XII веке, в период активного распространения
христианства среди жителей Карелии и экономического освоения Русского
Севера. Определенно известно одно - в XIV веке Валаамский Спасо-Преображенский
мужской монастырь был крупным религиозно-культурным центром Русского
государства.
Церковная же точка зрения возводит возникновение
монастыря к временам святой княгини Ольги (Х век). По легенде основателями
Валаамской обители были преподобные Сергий и Герман. Считается,
что преподобные были греками (хотя есть предание, что греком был
только преподобный Сергий, а Герман - крещеный карел).
Вопрос о дате основания монастыря на острове приобрел острую актуальность
в XIX веке, когда Валаам превратился в крупнейший православный культовый
центр Приладожья. Широкая известность процветавшего Валаамского
монастыря потребовала исторического обоснования, побудила к поискам
славного прошлого обители. Но особым успехом эти поиски не увенчались:
древние монастырские архивы были утрачены, а “внешней” информации
о деятельности монастыря сохранилось исключительно мало.
Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению и, по меньшей
мере, дважды (в конце XVI и начале XVII века) его братия при военных
вторжениях была вынуждена бежать с острова. Местная традиция утверждала,
что подобные коллизии монастырь переживал и до XVI века. В результате
монастырский архив был утерян и почти наверняка — уничтожен, поскольку
при спешных эвакуациях на материк вывезти вместе с монахами архивы
просто не было возможности.
Кроме самого архипелага, монастырь владел немалыми землями в Карелии
и Приладожье, оказывал значительное влияние на культурную жизнь
других центров Русского Севера. Но жизнь в этих краях в те далекие
века не была мирной. Швеция периодически предпринимала попытки захватить
карельские земли. Предлог был весьма благовидный – обращение языческого
и православного населения в истинную веру, т.е. католичество. В
1578 году шведские отряды подошли к берегам Валаама, разорили и
сожгли монастырь. Жители, не успевшие покинуть остров, погибли.
Такая же участь постигла Валаам и в 1581 году. После этих набегов
монастырь с трудом восстанавливал свое хозяйство.
В 1611 году, после полугодовой осады, пала русская крепость Корела
(ныне г. Приозерск) и весь Корельский уезд, к которому относился
и Валаамский монастырь оказался под властью шведов. Сам монастырь
был разорен, многие жившие в нем погибли, а остатки братии бежали
в Васильевский монастырь города Ладоги, где следы валаамской общины
к концу XVII века теряются. Братия Валаамского монастыря (а тем
более отдельные монахи) не дожила до его возобновления в начале
XVIII века.
Один из самых крупных северных монастырей прекратил
свое существование более чем на сто лет. И только в 1715 году, после
возвращения Карелии в состав Российского государства, последовал
указ Петра I: “На Ладожском озере, на Валаамском острове строить
вновь монастырь”.
В 1717 – 1736 годах вновь возводится Спасо-Преображенский
мужской монастырь. Но достичь былого могущества было не просто.
Все постройки монастыря были деревянными и сильные жары 1748 – 1754
годов нанесли ему серьезный ущерб. Особенно разрушительным был пожар
1754 года, когда монастырь буквально сгорел дотла: погибли все запасы
продовольствия и строительных материалов (что для монастыря, расположенного
на скалистом острове весьма существенно). Уцелела лишь часть монастырской
стены.
Несмотря на помощь из государственной казны, полностью
наладить разоренное хозяйство не хватало сил. К концу третьей четверти
XVIII столетия все монастырские постройки обветшали и требовали
неотложного ремонта.
Новый этап в истории Валаама связан с назначением
в 1782 году игуменом монастыря иеромонаха Саровской пустыни Назария.
Он не только упорядочил внутреннюю жизнь монашеской общины, но и
предпринял меры для юридического оформления прав на монастырские
земельные владения, в том числе на владение островами Валаамского
архипелага. Кроме того, игумен Назарий разработал генеральный план
строительства всего монастырского комплекса, в результате чего застройка
получает регулярный характер. Все храмы и жилые здания строились
из кирпича. Кирпич и известь изготовлялись на Валааме силами монастырских
работников. Строительство, начатое Назарием в 1785 году, продолжалось
и после его смерти, и было полностью завершено лишь в 1837 году.
Еще более крупной личностью в истории Валаама был игумен Дамаскин,
управлявший монастырем с 1839 по 1881 годы. Дамаскин пригласил на
Валаам одного из крупнейших архитекторов Петербурга - академика
архитектуры А. М. Горностаева и поручил ему проектирование и строительство
комплексов скитов - Всех святых (1840-1850 гг.), Никольского (1850
- 1853, 1858 гг.) и Предтеченского (1858 г.). Кроме того, по проектам
А. М. Горностаева возводятся отдельные крупные жизненно необходимые
здания - каменная гостиница (1851 - 1852 гг.), Странноприимный дом
(1856 г.), Водопроводный дом (1860-1863 гг.) и другие.
Кроме сооружения новых зданий и комплексов, игумен Дамаскин, ставил
задачу расширения и закрепления монастырских владений. На наиболее
крупных островах, купленных у местного населения, были поставлены
деревянные церкви, часовни, деревянные и каменные кресты, избы,
амбары, возникли скитские поселения. Крепкое, хорошо налаженное
хозяйство процветало. Работали кожевенный и смолокуренный, гончарный
и кирпичный заводы, кузнечная, столярная и иконописная мастерские,
приносившие в казну немалый доход. В каменоломнях на Германовском
и Сергиевском островах наемные и монастырские работники добывали
гранит для нужд монастыря и на продажу. Каменное строительство монастырских
зданий и скитов на островах Валаамского архипелага продолжалось
до 1917 года и завершилось сооружением Смоленской церкви (1915 -
1917 гг.) одноименного скита. Одновременно со строительством большое
внимание уделялось вопросам благоустройства. Повсюду были проведены
дороги, прорыты дренажные канавы, устроены деревянные и каменные
мосты. В скалах были пробиты каналы, соединившие внутренние озера
между собой и с Ладогой.
В 1866 году на западном берегу Монастырской бухты,
на скалах, начались работы по разбивке Нижнего фруктового сада,
которые длились почти двадцать лет. Большого внимания и труда требовали
южные плодовые деревья, высаженные в саду на скалах восточного берега
Монастырской бухты. Капризные южные пришельцы с трудом акклиматизировались
на новом месте. Зато потом виноград, сливы, вишни, груши и яблоки
создали славу садам Валаама. На выставках, проводившихся в Петербурге
и Финляндии, монастырь получил за представленные экспонаты - фрукты
и овощи - одну золотую и одиннадцать серебряных медалей. Первые
крупные искусственные посадки деревьев появились в 1840-х годах
в виде групп и аллей из дуба, клена, липы, лиственницы, кедра, туи
и пихты. Функциональное назначение их было различным, но всегда
строго продуманным.
С 1918 по март 1940 года Валаам входил в состав
Финляндии, но деятельность свою не прекращал. В марте 1940 года,
по условиям мирного договора с Финляндией, острова Валаамского архипелага
вошли в состав СССР. Монастырь прекратил свое существование, и монахи
покинули Валаам. Монастырская братия перебралась в Финляндию, где
в местечке Хяйнавеси был основан Нововалаамский монастырь. Там хранятся
чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая прежде находилась
в храме Коневского скита Валаама, и икона Валаамской Божией Матери.
Из оставленного монастыря так же вывезли Гробницу преподобных Сергия
и Германа и богатая библиотека Старого Валаама. Все это бережно
хранится в лютеранской Финляндии.
В июне 1940 года в опустевших монастырских зданиях разместилась
школа боцманов и рота юнг, где более двухсот курсантов обучались
морской профессии. Практически с самого начала Великой Отечественной
войны, с июля 1941 года курсанты сражались в составе стрелкового
батальона 4-й морской бригады, защищая Карелию и Ленинград.
В 1976 году на берегу Монастырской бухты был установлен
гранитный памятник морякам Ладожской флотилии, погибшим в боях 1941-1944
годов.
Чтобы сохранить уникальную природу и удивительный архитектурный
комплекс, возникший на островах, в 1979 году было решено превратить
Валаамский архипелаг в историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
И со следующего года музей на Валааме начал свою работу.
В 1989
году было принято решение о возрождении на Валааме мужского монастыря
и 13 декабря 1989, на праздник апостола Андрея Первозванного, шесть
православных иноков ступили на святую валаамскую землю.
С тех пор идет активное восстановление монастыря:
почти закончен ремонт в главной усадьбе, восстановлены многие скиты.
Сейчас
на Валааме живут бок обок монахи и немногочисленные местные жители,
да и военные еще не покинули архипелаг. Во время навигации здесь
всегда многолюдно – в Никоновской бухте ежедневно швартуются многопалубные
круизные суда, есть постоянное сообщение с ближайшим городом – Сортавалой.
В общем, жизнь на Валааме кипит и на отсутствие средств монастырь
не жалуется.
Но лично на меня монастырь произвел странное впечатление. Слишком
шумно, суетливо и напоминает базар… К сожалению, цивилизация сюда
еще не добралась – даже поесть тут негде, разве что перекусить шашлыком
с пивом или колой, но все это по заоблачным ценам. (Конечно, на
острове есть и обычный поселковый магазин, но найти его может не
каждый.) Здесь сделано все, чтобы отнять как можно больше денег
у прибывающих на остров туристов. Дорога от Никоновской бухты до
главной усадьбы длинна (около 6 км) и несколько однообразна. Но
не расстраивайтесь – всего за 50 рублей Вас довезет обычная маршрутка!
И цена повышается год от года…
Очень неприятный осадок остался после встречи
с одним из священнослужителей, несшимся на хорошей иномарке разве
что не по головам возвращавшихся на свой корабль туристов, а сияние
его золотых перстней было заметно даже на расстоянии через стекло
автомобиля.
До
недавнего времени в Спасо-Преображенский собор можно было попасть
только в составе экскурсионной группы. Нам повезло – при входе нас
встретил очень вежливый немолодой мужчина в строгом черном костюме,
рассказал о тех ограничениях, что существуют на территории вокруг
храма, и сообщил, где девушки могут взять, при необходимости, юбки
и головные платки, необходимые для посещения храма.
Наилучшее впечатление, после великолепной природы Валаама, оставил
Белый (Всехсвятский) Скит. Несмотря на очень строгие правила его
посещения (а может и благодаря им) здесь чувствуется особенный покой
и умиротворенность. |