Коневский Введено-Оятский Александро-Свирский :: Валаамский ::
 
Отчет о поездке
  Фотоальбом

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

   Невозможно сказать точно, когда на Валаамском архипелаге появились первые поселенцы. Возможно, это произошло в XII веке, в период активного распространения христианства среди жителей Карелии и экономического освоения Русского Севера. Определенно известно одно - в XIV веке Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь был крупным религиозно-культурным центром Русского государства.
   Церковная же точка зрения возводит возникновение монастыря к временам святой княгини Ольги (Х век). По легенде основателями Валаамской обители были преподобные Сергий и Герман. Считается, что преподобные были греками (хотя есть предание, что греком был только преподобный Сергий, а Герман - крещеный карел).

   Вопрос о дате основания монастыря на острове приобрел острую актуальность в XIX веке, когда Валаам превратился в крупнейший православный культовый центр Приладожья. Широкая известность процветавшего Валаамского монастыря потребовала исторического обоснования, побудила к поискам славного прошлого обители. Но особым успехом эти поиски не увенчались: древние монастырские архивы были утрачены, а “внешней” информации о деятельности монастыря сохранилось исключительно мало.

   Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению и, по меньшей мере, дважды (в конце XVI и начале XVII века) его братия при военных вторжениях была вынуждена бежать с острова. Местная традиция утверждала, что подобные коллизии монастырь переживал и до XVI века. В результате монастырский архив был утерян и почти наверняка — уничтожен, поскольку при спешных эвакуациях на материк вывезти вместе с монахами архивы просто не было возможности.

   Кроме самого архипелага, монастырь владел немалыми землями в Карелии и Приладожье, оказывал значительное влияние на культурную жизнь других центров Русского Севера. Но жизнь в этих краях в те далекие века не была мирной. Швеция периодически предпринимала попытки захватить карельские земли. Предлог был весьма благовидный – обращение языческого и православного населения в истинную веру, т.е. католичество. В 1578 году шведские отряды подошли к берегам Валаама, разорили и сожгли монастырь. Жители, не успевшие покинуть остров, погибли. Такая же участь постигла Валаам и в 1581 году. После этих набегов монастырь с трудом восстанавливал свое хозяйство.

   В 1611 году, после полугодовой осады, пала русская крепость Корела (ныне г. Приозерск) и весь Корельский уезд, к которому относился и Валаамский монастырь оказался под властью шведов. Сам монастырь был разорен, многие жившие в нем погибли, а остатки братии бежали в Васильевский монастырь города Ладоги, где следы валаамской общины к концу XVII века теряются. Братия Валаамского монастыря (а тем более отдельные монахи) не дожила до его возобновления в начале XVIII века.

   Один из самых крупных северных монастырей прекратил свое существование более чем на сто лет. И только в 1715 году, после возвращения Карелии в состав Российского государства, последовал указ Петра I: “На Ладожском озере, на Валаамском острове строить вновь монастырь”.
   В 1717 – 1736 годах вновь возводится Спасо-Преображенский мужской монастырь. Но достичь былого могущества было не просто. Все постройки монастыря были деревянными и сильные жары 1748 – 1754 годов нанесли ему серьезный ущерб. Особенно разрушительным был пожар 1754 года, когда монастырь буквально сгорел дотла: погибли все запасы продовольствия и строительных материалов (что для монастыря, расположенного на скалистом острове весьма существенно). Уцелела лишь часть монастырской стены.
   Несмотря на помощь из государственной казны, полностью наладить разоренное хозяйство не хватало сил. К концу третьей четверти XVIII столетия все монастырские постройки обветшали и требовали неотложного ремонта.

   Новый этап в истории Валаама связан с назначением в 1782 году игуменом монастыря иеромонаха Саровской пустыни Назария. Он не только упорядочил внутреннюю жизнь монашеской общины, но и предпринял меры для юридического оформления прав на монастырские земельные владения, в том числе на владение островами Валаамского архипелага. Кроме того, игумен Назарий разработал генеральный план строительства всего монастырского комплекса, в результате чего застройка получает регулярный характер. Все храмы и жилые здания строились из кирпича. Кирпич и известь изготовлялись на Валааме силами монастырских работников. Строительство, начатое Назарием в 1785 году, продолжалось и после его смерти, и было полностью завершено лишь в 1837 году.

   Еще более крупной личностью в истории Валаама был игумен Дамаскин, управлявший монастырем с 1839 по 1881 годы. Дамаскин пригласил на Валаам одного из крупнейших архитекторов Петербурга - академика архитектуры А. М. Горностаева и поручил ему проектирование и строительство комплексов скитов - Всех святых (1840-1850 гг.), Никольского (1850 - 1853, 1858 гг.) и Предтеченского (1858 г.). Кроме того, по проектам А. М. Горностаева возводятся отдельные крупные жизненно необходимые здания - каменная гостиница (1851 - 1852 гг.), Странноприимный дом (1856 г.), Водопроводный дом (1860-1863 гг.) и другие.

   Кроме сооружения новых зданий и комплексов, игумен Дамаскин, ставил задачу расширения и закрепления монастырских владений. На наиболее крупных островах, купленных у местного населения, были поставлены деревянные церкви, часовни, деревянные и каменные кресты, избы, амбары, возникли скитские поселения. Крепкое, хорошо налаженное хозяйство процветало. Работали кожевенный и смолокуренный, гончарный и кирпичный заводы, кузнечная, столярная и иконописная мастерские, приносившие в казну немалый доход. В каменоломнях на Германовском и Сергиевском островах наемные и монастырские работники добывали гранит для нужд монастыря и на продажу. Каменное строительство монастырских зданий и скитов на островах Валаамского архипелага продолжалось до 1917 года и завершилось сооружением Смоленской церкви (1915 - 1917 гг.) одноименного скита. Одновременно со строительством большое внимание уделялось вопросам благоустройства. Повсюду были проведены дороги, прорыты дренажные канавы, устроены деревянные и каменные мосты. В скалах были пробиты каналы, соединившие внутренние озера между собой и с Ладогой.

   В 1866 году на западном берегу Монастырской бухты, на скалах, начались работы по разбивке Нижнего фруктового сада, которые длились почти двадцать лет. Большого внимания и труда требовали южные плодовые деревья, высаженные в саду на скалах восточного берега Монастырской бухты. Капризные южные пришельцы с трудом акклиматизировались на новом месте. Зато потом виноград, сливы, вишни, груши и яблоки создали славу садам Валаама. На выставках, проводившихся в Петербурге и Финляндии, монастырь получил за представленные экспонаты - фрукты и овощи - одну золотую и одиннадцать серебряных медалей. Первые крупные искусственные посадки деревьев появились в 1840-х годах в виде групп и аллей из дуба, клена, липы, лиственницы, кедра, туи и пихты. Функциональное назначение их было различным, но всегда строго продуманным.

   С 1918 по март 1940 года Валаам входил в состав Финляндии, но деятельность свою не прекращал. В марте 1940 года, по условиям мирного договора с Финляндией, острова Валаамского архипелага вошли в состав СССР. Монастырь прекратил свое существование, и монахи покинули Валаам. Монастырская братия перебралась в Финляндию, где в местечке Хяйнавеси был основан Нововалаамский монастырь. Там хранятся чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая прежде находилась в храме Коневского скита Валаама, и икона Валаамской Божией Матери. Из оставленного монастыря так же вывезли Гробницу преподобных Сергия и Германа и богатая библиотека Старого Валаама. Все это бережно хранится в лютеранской Финляндии.

   В июне 1940 года в опустевших монастырских зданиях разместилась школа боцманов и рота юнг, где более двухсот курсантов обучались морской профессии. Практически с самого начала Великой Отечественной войны, с июля 1941 года курсанты сражались в составе стрелкового батальона 4-й морской бригады, защищая Карелию и Ленинград.
   В 1976 году на берегу Монастырской бухты был установлен гранитный памятник морякам Ладожской флотилии, погибшим в боях 1941-1944 годов.

   Чтобы сохранить уникальную природу и удивительный архитектурный комплекс, возникший на островах, в 1979 году было решено превратить Валаамский архипелаг в историко-архитектурный и природный музей-заповедник. И со следующего года музей на Валааме начал свою работу.

   В 1989 году было принято решение о возрождении на Валааме мужского монастыря и 13 декабря 1989, на праздник апостола Андрея Первозванного, шесть православных иноков ступили на святую валаамскую землю.
   С тех пор идет активное восстановление монастыря: почти закончен ремонт в главной усадьбе, восстановлены многие скиты.

   Сейчас на Валааме живут бок обок монахи и немногочисленные местные жители, да и военные еще не покинули архипелаг. Во время навигации здесь всегда многолюдно – в Никоновской бухте ежедневно швартуются многопалубные круизные суда, есть постоянное сообщение с ближайшим городом – Сортавалой. В общем, жизнь на Валааме кипит и на отсутствие средств монастырь не жалуется.

   Но лично на меня монастырь произвел странное впечатление. Слишком шумно, суетливо и напоминает базар… К сожалению, цивилизация сюда еще не добралась – даже поесть тут негде, разве что перекусить шашлыком с пивом или колой, но все это по заоблачным ценам. (Конечно, на острове есть и обычный поселковый магазин, но найти его может не каждый.) Здесь сделано все, чтобы отнять как можно больше денег у прибывающих на остров туристов. Дорога от Никоновской бухты до главной усадьбы длинна (около 6 км) и несколько однообразна. Но не расстраивайтесь – всего за 50 рублей Вас довезет обычная маршрутка! И цена повышается год от года…
   Очень неприятный осадок остался после встречи с одним из священнослужителей, несшимся на хорошей иномарке разве что не по головам возвращавшихся на свой корабль туристов, а сияние его золотых перстней было заметно даже на расстоянии через стекло автомобиля.

   До недавнего времени в Спасо-Преображенский собор можно было попасть только в составе экскурсионной группы. Нам повезло – при входе нас встретил очень вежливый немолодой мужчина в строгом черном костюме, рассказал о тех ограничениях, что существуют на территории вокруг храма, и сообщил, где девушки могут взять, при необходимости, юбки и головные платки, необходимые для посещения храма.

    Наилучшее впечатление, после великолепной природы Валаама, оставил Белый (Всехсвятский) Скит. Несмотря на очень строгие правила его посещения (а может и благодаря им) здесь чувствуется особенный покой и умиротворенность.


Наверх
На Главную